Заштатные города Российской империи
от капитализма до капитализма

г. Александровск - Грушевский

Сайт Бондаренко Павла Ивановича

Главная

Об авторе

Гостевая

ЧАСТЬ I

1. Путешествие в прошлое
2. Открыватели недр Донбасса
3. Старый, новый и Большой Донбасс
4. О земле донских казаков
5. Екатеринославские уезды Донбасса
6. Пришельцы из волчьего логова
7. Антрацитовая горячка на Грушевских рудниках
8. Строительство Грушевско-Аксайской железной дороги
9. Нетипичный город
10. Развитие капитализма в заштатном городе
Углепромышленники Александровск- Грушевского
11. С. Н. Кошкин
12. И. С. Кошкин
13. И. С. Панченко
14. А. В. Марков
15. Н. И. Чурилин
16. Г. И. Шушпанов
17. Е. Т. Парамонов
18. Н. Е. Парамонов. Начало пути
19. Н. Е. Парамонов. От Елпидифора до Байройта
20. Н. Е. Парамонов. Что имеем не храним...
Участие Грушевских углепромышленников во Всероссийских и международных промышленных выставках
21. Санкт-Петербург 1870 г.
22. Москва 1882 г.
23. Нижний Новгород 1896 г.
24. Париж 1867 г.
25. Париж 1889 г.
26. Париж 1900 г.
Горные инженеры и штейгеры Грушевки
27. В. А. Вагнер
28. Н. А. Юганов
29. Б. М. Файвишевич
30. Е. М. Колодуб
31. М. Б. Краснянский
Известные люди, посещавшие Грушевские копи в XIX в.
32. Наследник престола Великий князь Николай Александрович
33. Наследник престола Великий князь Александр Александрович
34. Ученый Д. И. Менделеев
35. Художник Н. А. Касаткин
36. Писатель А. С. Серафимович

ЧАСТЬ II

1. О степени эксплуатации Грушевских горнорабочих
2. Артели горнорабочих как форма организации трудового коллектива
3. Женский и детский труд
4. Оплата труда и благосостояние горнорабочих
5. Охрана труда горнорабочих
6. Быт и досуг Грушевских горнорабочих
7. Рабочее движение
8. Руководство города Александровск-Грушевского на рубеже XIX-XX веков
9. Городская торговля

     11. С. Н. Кошкин

История становления России как государства неразрывно связана с развитием предпринимательства. Именно купцы и промышленники развивали города, осваивали новые территории, стояли у истоков социальной и транспортной инфраструктуры. Благодаря их созидательной энергии, активной жизненной позиции, готовности постоянно учиться, искать и внедрять новое, накануне первой Мировой войны Россия стала одной из ведущих мировых держав.
На базе южнороссийского индустриального района постепенно сформировалась социальная группа горнопромышленных предпринимателей. Горнопромышленники Юга России представляли собой предпринимательскую «группу интересов», выделенную в регионально-отраслевом масштабе.
Далее мы дадим развернутое описание наиболее ярких представителей этого социального слоя, которые занимались горным промыслом в Александровск-Грушевском.

В 1817 году молодой Новочеркасский торговый казак Семен Кошкин построил близ хутора Попова первую шахту с конным воротом. В эти годы донское войсковое начальство не занималось ни разработкой, ни вывозом каменного угля. Углепромышленники могли закладывать 2-3 ямы в любых местах.

Простая шахта с конским воротом.
Первые шахты Семёна Кошкина располагались на левом берегу реки Грушевки. А последняя, Макарьевская – на правом. Два высоких террикона его шахт сохранились до наших дней.
До постройки железной дороги единственным способом доставки угля были воловьи фуры. С началом разработок каменного угля вереницы воловьих фур потянулись по угольному шляху к Новочеркасску и другим рынкам сбыта.

Воловьи фуры.
Семен Николаевич происходил из старого казачьего рода Кошкиных, знаменитых впоследствии своей торговлей. Родился он, как указано на сайте Новочеркасского благочиния, в 1801 году. Отсюда следует, что начал свою обширную деятельность сей донской казак в возрасте 16 лет.
 В службу Семен Николаевич вступил казаком 2 января 1820 года от станицы Нижней города Новочеркасска. Состоял на льготе по 1826 год. С 1 мая 1826 года он вступил в торговые казаки, каковым и оставался по день своей смерти. В общей сложности он находился в Обществе торговых казаков с 1826 по 1882 годы (56 лет), при этом исполнял функции доверенного в течение 10 лет.
Торговое общество избирало из своей среды двенадцать человек доверенных, в виде попечителей по делам торговли. При избрании доверенных соблюдалось правило, чтобы они имели не менее 30 лет от роду и не были связаны близким родством между собою. Главная обязанность доверенных состоит в охранении между торговцами общего и личного взаимного доверия, в охранении законными средствами целости торговых капиталов, в ходатайстве о способах к поддержанию и улучшению торговых оборотов и в отвращении всех поводов к умышленной несостоятельности. Все служебные обязанности доверенные торгового общества несли безвозмездно.
В 1823 году Семен Кошкин обвенчался с девицей Евдокией Филипповной Байдалаковой, сиротой из известной в Новочеркасске старообрядческой семьи. При этом, согласно закона, он дал подписку о том, что обязуется «склонить жену к православию и детей обучать всем обязанностям христианской православной восточной церкви, а от раскола всеми мерами стараться отвращать...».
Основным делом торгового казака Кошкина была торговля скобяными товарами и железом, которые он закупал в Нижнем Новгороде, на Нижнетагильских заводах Павла Демидова и сплавлял по Волге, а потом через Качалинскую и Калачевскую пристани по Дону в низовые станицы, Новочеркасск и Ростов-на-Дону. Кроме того, Кошкин был одним из крупнейших на Дону шахтовладельцев, ему принадлежало несколько каменноугольных и антрацитовых копей, в том числе шахты под названием «Михайловская» и «Николаевская». Фирма вела торговые дела за границей, вывозя туда товары на собственных морских пароходах. Семен Николаевич вел обширную благотворительную деятельность. За значительные денежные пожертвования на учреждение в городе Новочеркасске Алексеевского детского приюта он был награжден золотой медалью на Аннинской ленте для ношения на шее 13 октября 1849 года.

Медаль За усердие на Аннинской ленте.
Выполняя обязанности почетного старосты при вышеуказанном приюте, он удостоился получить от Государыни Императрицы Марии Александровны драгоценный бриллиантовый перстень и был Высочайше награжден золотой медалью для ношения на шее на Владимирской ленте в 1868 году.
С. Н. Кошкин был одним из круанейших шахтовладельцев, ему принадлежало несколько каменноугольных и антрацитовых копей. Шахта С. Н. Кошкина, торгового казака и одновременно ростовского купца 1-й гильдии, принадлежала к числу наиболее старых шахт Дона. Она начала действовать в 1841 г. и до 60-х годов в техническом отношении представляла собой крайне примитивное предприятие. Добыча антрацита в ней велась исключительно вручную. Применялись лом, долото, молот, лопата, салазки для вывоза антрацита, бадья для подъема его на поверхность.
В 60-х годах С. Н. Кошкин начал реконструкцию своего предприятия, которое к тому времени состояло из двух шахт: "Николаевской" и "Михайловской". В 1877 г. он заложил еще одну шахту "Евдокиевскую", или "Новый рудник", строительство которой было закончено в 1881 г.1. Кошкин первым из донских углепромышленников по примеру РОПИТа приступил к постройке шахты большой глубины - 72 сажени (144 м.). В то время это была самая глубокая шахта в Грушевое, в связи с чем потребовалось осуществить серьезную механизацию ее.
Рудник был оснащён искусственной вентиляцией, двухцилиндровой углеподъёмной машиной, насосом для откачки воды. Подъёмная клеть для безопасности была оснащена парашютами. Надшахтное здание и здание для паровых котлов построено из камня.
В 1867 г. в Грушевке уже действовали водоотливные машины мощностью в 6 л. с. каждая, по одной машине на шахтах углепромышленников Фомина, казаков Черникова, Кошкина, Сербинова; у Шапошникова была установлена пятнадцатисильная машина. Таким образом, вместе с паровыми машинами РОПИТа в этом году на Грушевке работало 7 машин, с помощью которых можно было откачать из шахт до 300 тыс. ведер воды в сутки.
Рудник Кошкина соединялся железнодорожной веткой со станцией «Грушевка».
Однако 60-е годы были только началом механизации угольного производства. Появление первых паровых машин на некоторых шахтах не изменило их общего облика. Большинство шахт продолжало работать по-старому. так описывал свои впечатления от Грушевских шахт: "Покосившиеся надшахтные здания, опрокинутые конные вороты, какие-то завалившиеся ямины - все это мрачно и уныло, кое-где только лениво кружится лошадь, да слышатся понукивание погонщика... посреди этого хаоса шахт только рудник РОПИТа выделяется своим устройством". "На других шахтах хозяйство, - писал далее Домгер, - ведется простыми способами без применения машин, салазки, бадьи, ворот наверху... Только на весьма немногих сравнительно шахтах употребляются для подъема угля на верх маленькие горизонтальные и вертикальные машины от 5 до 12 сил, изготовленные в Ростове н/Д на заводах Грагама и Фронштейна".
Более широкое внедрение машин в угольной промышленности Дона происходит в 70-е годы, когда возникают крупные угольные компании и общества. Как отмечал В. Иславин, обследовавший угольную промышленность Донецкого кряжа в 1874 г. по поручению министра государственных имуществ П. А. Валуева, улучшилась система откачки воды из шахт и подъема угля на поверхность. "Ручные вороты три года назад (т. е. в 1871 г.) были в повсеместном употреблении, они заменены теперь в рудниках большей частью паровыми двигателями, не говоря уже о конных приводах, которые стали уже не гордостью хозяина, как в 1871 г., а вещью обыкновенной".
На руднике С. Н. Кошкина еще в 1880 г., кроме небольшой паровой машины, работавшей с 60-х годов, были установлены две паровые машины в 18 и 20 л. с. для подъема угля на поверхность. Но главный упор в производстве все же делался на эксплуатацию ручного труда. До 1880 г. на шахтах Кошкина работало летом не менее 150, а зимой - 300 чел., а на новом руднике число рабочих достигло 700.
Техническое оснащение "Евдокиевской" не только не уступало "образцовой шахте" РОПИТа, но и превосходило ее. Если на шахтах РОПИТа было всего 4 - 5 механических источников силы, то на новой шахте С. Н. Кошкина в 1879 - 1880 гг. было установлено 17 различных машин. Доставка антрацита от забоя к шахте частично производилась при помощи передвигавшихся по рельсам вагончиков, в которые запрягали лошадей, но к 1882 г. уголь уже доставлялся к шахте по 7-му штреку при помощи машины в 12 л. с., обеспечивавшей транспортировку сразу 5 вагончиков, и по 2-му штреку машиной в 6 л. с., обеспечивавшей одновременную подачу сразу 3 вагончиков. Подъем угля на поверхность осуществлялся машиной в 45 л. с. Для откачки воды были установлены 4 насоса Камерона, которые обслуживались тремя паровыми машинами, в том числе одной в 45 л. с. На шахте был установлен вентилятор Гибаля, работавший от десятисильной паровой машины. Кроме того, действовало 10 паровых котлов.
в 90-х годах XIX века его сыном Иваном была заложена ещё одна шахта – Макарьевская. В советское время она получила наименование «20 лет РККА». Некоторые ее надшахтные здания сохранились до наших дней.
Кошкин регулярно делал большие денежные взносы на нужды народного образования. В 1872 году он построил за свой счет каменное здание для Грушевского горного поселения приходского училища стоимостью 5 тысяч рублей, полностью оснастив его классной мебелью. За такую ревность в пользу учебных заведений Министерства народного просвещения Кошкин был награжден званием личного почетного гражданина 26 июня 1874 года.

Приходские школы в России.
Кошкин прославился как строитель первого Ростовского водопровода. Ростовский водопровод был основан в 1865 году. С этим событием неразрывно связано имя Андрея Матвеевича Байкова – городского головы тех времен. Именно он подписал концессионный договор с тремя купцами – Тимофеем Петровым Куксой, Семеном Николаевичем Кошкиным и Григорием Васильевичем Дмитриевым.
Согласно документу они обязались подавать жителям 1500 кубометров воды в сутки. От заключения договора до пуска водопровода прошло всего несколько месяцев. Для того, чтобы воду в количестве до 1500 кубометров в сутки подавать в город, около «Богатого источника» на берегу Дона была построена небольшая насосная станция. Она и подавала указанное количество воды в выстроенный концессионерами напорный (на 250 кубометров) Никольский резервуар (угол нынешней ул. Социалистической и пер. Университетского – примерно на месте, где сейчас находится кинотеатр «Ростов»).

С. Н. Кошкин был строителем первого Ростовского водопровода.
Отсюда вода уже самотеком по 5,3-километровой сети из чугунных труб распределялась по городу. На этой магистрали в то время находилось восемь водоразборных будок и, по договору, 50 пожарных кранов. Водопровод такой мощности был вполне достаточен для тогдашних потребностей города.
Семен Николаевич Кошкин был также прилежным старостой Новочеркасского Свято-Михайло-Архангельского храма, чьим усердием и были собраны средства на его постройку).

Свято-Михайло-Архангельский храм.
 Как сообщала местная печать, архиепископ Донской и Новочеркасский Платон «остался чрезвычайно доволен постройкой и украшением храма и в лице всех присутствующих выразил попечителю С.Н. Кошкину свою искреннюю святительскую благодарность за бескорыстные заботы и личные денежные средства».
Кошкины имели двухэтажный дом в Новочеркасске, две лавки и четыре дома в Ростове, шесть лавок и магазин в других местах области. Товарооборот у них был колоссальный. Но и вкладывали в город они немало!
С. Н. Кошкин совершил паломничество на Афон, где внес щедрый вклад в русский Свято-Пантелеимонов монастырь. В 1871 году был готов большой корпус братских келий с церковью во имя Святого Саввы Сербского, выстроенный на его средства.

Афон. Свято-Пантелеимонов монастырь.
«На Востоке у нас есть очень важная точка опоры, созданные самой историей нашей или народом, помимо всякого прямого участия наших властей: Афон.
Одно его значение – чисто церковное, православное, рассматриваемое без всякого отношения к национальности населяющих его монахов; если бы русских и вовсе не было на Афоне, если бы число и лияние их с каждым годом не возрастало, то и тогда Афон, как Святыня Православия, имел бы значение для нас, как одна из главных точек опоры православной политики на Востоке» писал Константин Леонтьев, русский философ XIX в.
Многоэтажные здания вокруг монастыря, несмотря на то, что некоторые из них долгое время были заброшены, подчеркивают благородство и величие русской души.
Многие русские паломники используют Свято-Пантелеймонов монастырь в качестве своеобразной базы, откуда они начинают паломничество в разные места Святой Горы.
Семен Кошкин неоднократно посещал и святые места Палестины.
Дела у Кошкина шли неплохо, благодаря чему к горному делу приобщился и его сын Иван, который родился в 1855 г. К тому времени Семену Николаевичу исполнилось 54 года.
Еще при жизни С. Н. Кошкин хлопотал в Святом Синоде через архиепископа Платона о том, чтобы его захоронили в Новочеркасском Свято-Михайло-Архангельском храме. В 1882 году Кошкин умер и прах его был захоронен в склепе нижнего храма, с левой стороны, где, согласно его завещанию, установили мраморный памятник.

ЛИТЕРАТУРА

1. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. - СПб. : Глав. упр. Ген. Штаба, 1859-1868.
2. Савельев Е. Очерки по истории торговли на Дону. 1904 г.
3. Хлыстов И. П. Дон в эпоху капитализма. 60-е - середина 90-х годов XIX в. Очерки из истории Юга России Ростов-на-Дону Издательство Ростовского Университета. 1962г. (Диссертация)

СЕТЕВОЙ РЕСУРС

1. Дон в эпоху капитализма
http://rostov-region.ru/books/item/f00/s00/z0000084/st010.shtml
2. Общество торговых казаков
https://novocherkassk-gorod.ru/na_article/63050/
3. История Ростовского водоканала
https://rostovnadonu.bezformata.com/listnews/ottcah-osnovatelyah-gorodskogo-vodoprovoda/31494672/
4. А. Зайцева
https://www.kvushahty.ru/news/2854964/kak-v-sahtah-dobyvali-i-vorovali-ugol-na-legendarnom-rudnike-v-rajone-20-let-rkka
5. Свято-Михаило-Архангельский храм.
http://www.pravnovoch.ru/index.php?catid=12&id=74%3A2010-02-16-25&option=com_content&view=article&limitstart=2



Транспортировка угля с помощью лошадей/


Паровые машины 19 века


Это землянки не Грушевских рабочих середины XIX, а рабочих Кузнецкстроя начала 1930 гг.




Стройки первой советской пятилетки про технической оснащенности напоминают начало освоения Донецкого Бкссейна.





© Все права защищены. 2022 г.