Заштатные города Российской империи
от капитализма до капитализма

г. Александровск - Грушевский

Сайт Бондаренко Павла Ивановича

Главная

Об авторе

Гостевая

ЧАСТЬ I

1. Путешествие в прошлое
2. Открыватели недр Донбасса
3. Старый, новый и Большой Донбасс
4. О земле донских казаков
5. Екатеринославские уезды Донбасса
6. Пришельцы из волчьего логова
7. Антрацитовая горячка на Грушевских рудниках
8. Строительство Грушевско-Аксайской железной дороги
9. Нетипичный город
10. Развитие капитализма в заштатном городе
Углепромышленники Александровск- Грушевского
11. С. Н. Кошкин
12. И. С. Кошкин
13. И. С. Панченко
14. А. В. Марков
15. Н. И. Чурилин
16. Г. И. Шушпанов
17. Е. Т. Парамонов
18. Н. Е. Парамонов. Начало пути
19. Н. Е. Парамонов. От Елпидифора до Байройта
20. Н. Е. Парамонов. Что имеем не храним...
Участие Грушевских углепромышленников во Всероссийских и международных промышленных выставках
21. Санкт-Петербург 1870 г.
22. Москва 1882 г.
23. Нижний Новгород 1896 г.
24. Париж 1867 г.
25. Париж 1889 г.
26. Париж 1900 г.
Горные инженеры и штейгеры Грушевки
27. В. А. Вагнер
28. Н. А. Юганов
29. Б. М. Файвишевич
30. Е. М. Колодуб
31. М. Б. Краснянский
Известные люди, посещавшие Грушевские копи в XIX в.
32. Наследник престола Великий князь Николай Александрович
33. Наследник престола Великий князь Александр Александрович
34. Ученый Д. И. Менделеев
35. Художник Н. А. Касаткин
36. Писатель А. С. Серафимович

ЧАСТЬ II

1. О степени эксплуатации Грушевских горнорабочих
2. Артели горнорабочих как форма организации трудового коллектива
3. Женский и детский труд
4. Оплата труда и благосостояние горнорабочих
5. Охрана труда горнорабочих
6. Быт и досуг Грушевских горнорабочих
7. Рабочее движение
8. Руководство города Александровск-Грушевского на рубеже XIX-XX веков
9. Городская торговля
10. Благоустройство города

11. Благотворительность александровск-грушевцев

12. Общества, товарищества, кооперативы

13. О состоянии народного здравия в Александровск-Грушевском

14. Развитие образования в заштатном городе Александровск-Грушевском

     10. Развитие капитализма в заштатном городе

После падения крепостного права перестройка экономики России в новых, капиталистических условиях хозяйства в первое пореформенное десятилетие носила сложный и затяжной характер. Добыча каменного угля находилась фактически еще в зародышевом состоянии, давая в среднем до 20 млн пуд. в год, или менее 1% от общемировой добычи угля.
Основными отраслями промышленности на Дону в 60 - 70-х годах были горная - угледобыча и легкая - переработка продуктов сельского хозяйства.
Начиная со второй половины XIX века, на Юге России формируется новый индустриальный центр, который к середине 80-х годов становится одним из ведущих промышленных районов страны. Основу промышленного производства на Юге России составляли угледобывающая и металлургическая отрасли, связанные с разработкой залежей полезных ископаемых на территории Донецкого бассейна, и объединенные в рамках так называемой горнозаводской промышленности.
К концу XIX века Южный район горнопромышленности Российской империи представляет из себя во многих отношениях диаметральную противоположность Уралу, где горная промышленность стремительно росла еще со времен Петра Великого. Применение машин к производству и увеличение числа рабочих шло на Юге гораздо быстрее, чем на Урале.
В 1868 г. в горном деле употреблялось 526 паровых машин в 13 575 сил.

Паровые машины XIX века.
С 1877 по 1893 гг. на Урале число паровых сил увеличилось только в 2,5 раза, а на Юге вшестеро; число рабочих на Урале в 1,7 раза, а на Юге почти вчетверо. Капиталистическая крупная промышленность быстро увеличивает число рабочих наряду с повышением производительности их труда.
Для иллюстрации возьмем данные (1896 г.) о каменноугольном производстве Донецкого бассейна. Группируя копи по числу рабочих, получаем такую картину:

Таким образом, в этом районе есть чрезвычайно мелкие, крестьянские копи, которые, однако, несмотря на свою многочисленность, играют совершенно ничтожную роль в общем производстве (104 мелкие копи дают лишь 2 % всей добычи угля) и отличаются в высшей степени низкой производительностью труда. Наоборот, 37 крупнейших копей занимают около 3/5 всего числа рабочих и дают свыше 70 % всей добычи угля. Производительность труда повышается наряду с увеличением размеров копей, даже и независимо от применения машин (ср., напр., V и III разряды копей по числу паровых сил и по размеру производства на одного рабочего). Концентрация производства в Донецком бассейне все возрастает: так, за 4 года, 1882–1886, из 512 отправителей угля 21 вывозили более 5000 вагонов (т. е. 3 млн. пуд.) каждый, всего 229,7 тыс. вагонов из 480,8, т. е. менее половины. За четыре же года, 1891–1895, было 872 отправителя, из которых 55 вывозили более 5000 вагонов каждый, всего же 925,4 тыс. вагонов из 1178,8, т. е. Свыше 8/10 всего числа.
Смена двух укладов общественного хозяйства сказывается на горной промышленности с особенной наглядностью вследствие того, что типичными представителями обоих укладов являются здесь особые районы: в одном районе можно наблюдать докапиталистическую старину с ее примитивной и рутинной техникой, с личной зависимостью прикрепленного к месту населения, с прочностью сословных традиций, монополий и пр., в другом районе – полный разрыв со всякой традицией, технический переворот и быстрый рост чисто капиталистической машинной индустрии.
Рост числа рабочих в крупных предприятиях за четверть века:

В области Войска Донского паровых машин на рудниках в 1891 г. действовало 99, имевших в общей сложности 2170 паровых сил. Из них в 1 горном округе — на Грушевском и Власовском рудниках — водоотливных, углеподъемных и смешанных машин было 47, составляющих 1282 паровых силы, а во 2 и 3 горных округах — 52, составлявших 888 сил.
Внутри рудников и на поверхности при добыче угля всего использовалось 900 рабочих лошадей.
Таким образом, на 1 паровую машину в Александровск-Грушевске приходилось в среднем 27 паровых сил, в других округах — 17. Капитальных вложений на приобретение более мощных машин требуется больше. Следовательно, концентрация капитала здесь была самой высокой. Развитие капиталистических отношений в городе вело к концентрации в нем наемных рабочих — пролетариата.
В начале XX века количество рабочих на крупных рудниках Александровск-Грушевска достигало 3 000.
В области Войска Донского добыча каменного угля и антрацита в 1895 г. составила 119 млн. пудов, в 1899 г. - 198 млн. п. Таким образом, за 4 года добыча выросла здесь на 66%.
Для сравнения: в 1862 г. было добыто всего 5,5 миллиона пудов.
В целом период 1885-1900 гг. можно считать в российской истории периодом возникновения отечественной угольной промышленности.
В то же время, структура топливного баланса в промышленности и на транспорте всё еще отличалась от среднемировых значений. Значительной была доля дровяного топлива, однако при этом доля нефти превышала среднемировую в 5,6 раза:

На Дону наблюдалось меньшее, по сравнению с центром страны, количество экономических пережитков крепостничества, что создало благоприятную обстановку для развития предпринимательства различных сословий. Свобода предпринимательской деятельности обусловила появление многочисленных мелких промышленных заведений,
В 1904 г. в Александровск-Грушевске было 35 заводов на которых трудились 124 рабочих. Общая сумма производства составляла 52 830 рублей.
27 мая 1892 г. председатель горнопромышленного Общества на юге России горный инженер Н. С. Авдаков на пароходе РОПиТ отправился из Одессы в Константинополь с целью учреждения первого на Востоке склада русского (донецкого) каменного угля, для распространения его за границей. Добавим, что карьеру свою Авдоков начинал простым штейгером, т. е. горным мастером.

А уже в июне 1892 газеты писали о том, что в Константинополь отправлена громадная партия угля Грушевских рудников.

Грушевский антрацит проложил себе дорогу в Константинополь (с 1930 г. - Стамбул, Турция).
Необходимость искать внешнего рынка наглядно показывает прогрессивную историческую работу капитализма, который разрушает старинную обособленность и замкнутость систем хозяйства (а, следовательно, и узость духовной и политической жизни), который связывает все страны мира в единое хозяйственное целое.
Экспорт Грушевского антрацита за границу более всего характеризует рост капиталистических отношений в заштатном городе.
Наряду с бурным ростом промышленности на Дону наблюдался рост банков и акционерных обществ, в которых немалую роль играл бельгийский и французский капитал.
В 1906 г. крупные предприятия Донецкого бассейна объединились в синдикат, известный под названием «Акционерное общество для торговли минеральным топливом Донецкого бассейна («Продуголь»).
В дореволюционной литературе в целом положительно оценивался вопрос о последствиях преобладающего участия иностранного капитала в экономике Донбасса. Исследователи говорили о благотворном воздействии иностранных капиталов на развитие горнозаводской промышленности, о росте занятости и, соответственно, благосостоянии местного населения с предоставлением новых рабочих мест на предприятиях иностранных владельцев, о технологической модернизации производства при участии иностранного капитала в акционерных предприятиях угольной и металлургической промышленности Юга России.
Вместе с тем, акцентировались негативные последствия деятельности синдикатов, связанные с общим повышением продажных цен на уголь и металлические изделия.
Бельгийский, французский и американский капиталы оседали в центральном и западном районах Донбасса. Иногда иностранные капиталисты (например, Джон Юз) сами перебирались на Донбасс вместе с многочисленными специалистами. Соответственно и условия для жизни рабочих и специалистов здесь создавались сравнительно благоприятные.

Центральная улица Юзовки, ныне столица ДНР - г. Донецк.
Что касается Александровск-Грушевского, то здесь иностранный капитал был менее представлен, чем в центре Донецкого бассейна. В добыче антрацита роль иностранных компаний была существенно меньше (15–20%). Это связано с тем, что в последние предвоенные годы в регионе при участии русского капитала были созданы многочисленные акционерные общества. В частности, к числу крупных компаний, осуществлявших добычу антрацита, относилось Донецко-Грушевское Акционерное Общество каменноугольных и антрацитовых копей. Поэтому лишь наиболее удачливые, богатые местные углепромышленники и акционерные общества могли позволить себе создавать удобные и здоровые условия для жизни, работы и отдыха своих рабочих.

Александровская улица г. Александровск-Грушевского.
Все крупные шахты и заводы на Юге были построены именно русскими инженерами. В руки иностранцев, по словам И. Тиме, переходили основанные русскими, прекрасно устроенные рудники, вроде Брянского (основанного инженером Летуновским), Корсуньского (основанного инженером Горловым), шахты РОПИТа в Грушевке (основанные инженером Вагнером) и др.
Необходимо отметить, что в механизации угольной промышленности на Дону иностранные инженеры не сыграли большой роли, к тому же главная масса их стала появляться здесь только с 90-х годов XIX в. Техническое оснащение угольной промышленности на Дону в основном было осуществлено русскими инженерами и рабочими.
Монополизация производства ограничивает конкуренцию, производительность труда и способствует вздорожанию продуктов.
В 1892 году фирма Нобель зафрахтовала все пароходы русского общества пароходства и торговли для перевозки керосина, предназначенного на потребности населения юго-западного края и южной России. При таком переходе всего продаваемого керосина в одни руки следовало ожидать повышения цен на керосин.
Впрочем, повышение цен на керосин вызывало повышенный спрос на каменный уголь и антрацит, что было на руку Грушевским углепромышленникам.
В 1898 г. на власовско-грушевских рудниках шла борьба Нобелевского динамита с динамитом франко-русского общества и «Прометеем» товарищества «Степанов и К0». До сего времени наши рудники пользовались исключительно динамитом Нобеля за весьма приличную плату. Грушевский склад Нобеля (заведующий А. Л. Уланов) благодушествовал, не имея конкурентов.
Однако пробы показали, что состав «Прометея» не уступает динамиту Нобеля и совершенно не опасен в применении.
К концу жизни у Альфреда Нобеля было около ста заводов во всех концах света. За производство динамита и пороха современники называли его королем смерти. Нобель все же решил оставить о себе добрую память.
Он распорядился перевести всё своё имущество в ценные бумаги и создать фонд. Доходы от вложений должны были выдаваться в виде премии тем, кто за год принёс наибольшую пользу человечеству.
Как видим, деньги на премию его имени, Нобель (рис. 10.6) заработал также в нефтеносных районах Российской Империи, на Донбассе и даже в нашем заштатном городе Александровск-Грушевском.

Альфред Нобель.
Наряду с повышением спроса над предложением в сторону подъема цен сильно действовала спекуляция. Скупщики угля, приобретавшие более или менее крупные партии угля для продажи мелким потребителям, всегда были, но до 1899 года не было еще примера, чтобы в спекуляции на уголь участвовали крупные капиталисты и такие крупные финансовые предприятия, как Международный банк, скупивший через своего харьковского банкира до 18 млн. пудов по цене 8-9 коп. и перепродавший казенным дорогам свыше 3 млн. пудов по цене 11-11,5 коп. Вот настоящее призвание крупного столичного банка!!! - возмущались местные газеты того времени.
Техническое усовершенствование на рудниках в начале XX в. выразились, главным образом, в виде применения электрической энергии к подъемным машинам, вентиляции, промывочным фабрикам и освещению. Устанавливались новые подъемные, водоотливные и смешанные машины.
Во все усиливающемся процессе минерализации топливного баланса России, характерной особенностью которого была конкуренция между нефтью и ископаемым углем, преимущество надолго переходит к ископаемому углю.

Добыча ископаемого угля и нефти в России в начале 20 века.
Период 1909-1914 гг. был последним благоприятным периодом для экономики России до революционных событий 1917 года. Среднегодовой прирост промышленной продукции в 1910-1913 гг. превысил 11%. По объему промышленного производства Россия в 1913 г. занимала 5-е место в мире, уступая лишь США, Германии, Англии и Франции.

Удельный вес угледобывающих бассейнов в общей добыче ископаемого угля за период 1909-1914 гг.
Удельный вес угледобывающих бассейнов (регионов) в общей добыче ископаемого угля за период 1909-1914 гг.
В 1911 году в Александровске-Грушевском была построена одна из самых больших шахт в России - рудник "Елпидифор", на котором трудились свыше 3 тысяч горняков.
К 1913 году только в одном нашем заштатном городе добыча составила 137,5 миллиона пудов (2,2 млн. т.).
Для сравнения:
В 2011 году добыча угля в области выросла почти на 12 % по сравнению с 2010 годом и составила 5,3 млн тонн. Выдали их на-гора 9 действующих в Ростовской области угольных предприятий.
Как видим в 2011 г. после 20 лет постсоветского капиталистического развития России добыча угля во всей области была в 2,4 раза выше, чем в заштатном Александровск-Грушевске ровно сто лет назад.
Железные дороги включали Дон в общероссийский рынок и способствовали быстрому развитию торговли. К 1887 году длина железных дорог, проходивших по территории области войска Донского, достигла 918 верст.
С развитием сети железных дорог, вывоз угля фурами терял свое былое значение. За 1902 г. весь вывоз грушевско-власовского района выразился в 32 905 894 пуд. угля, причем на долю железных дорог приходится 30 646 126 пуд. и только 2 259 748 пуд. вывезено фурами.
С развитием капитализма процент городского населения Российской Империи постоянно возрастает, т. е. происходит отвлечение населения от земледелия к торговопромышленным занятиям. Города растут вдвое быстрее, чем остальное население: с 1863 по 1897 г. все население увеличилось на 53,3 %, сельское на 48,5, а городское на 97,0 %. Число городских поселений с земледельческим характером крайне невелико, а число жителей в них. по сравнению с общим числом горожан, совершенно незначительно.

Тем не менее, к началу первой мировой войны в Александровск-Грушевске было еще немало крестьянских хозяйств, в которых насчитывалось лошадей 1870, волов рабочих 1706, а всего 6440 голов различного скота по данным о состоянии скотоводства по округам области войска Донского за 1913 год.
По всеобщей переписи 1897 г. по городам много было отсутствующих граждан целыми семействами так, что о них в переписные листы не вошло никаких сведений. Например, по городу Александровск-Грушевскому стоят приписанными к городу всего лишь 8700 душ мужского пола и 3480 душ женского пола. Это число приписанных к городу лиц было именно на лицо в момент переписи; между тем в городе не мало таких граждан купеческого и мещанского звания, которые не живут и никогда не жили в городе. Приписанные к городу, по увольнении их из сельского крестьянского и казачьего звания, они платят городские повинности, но остаются на жительстве там, где жили на прежнем своем звании. Городская управа, внося таких граждан в свои посемейные списки, выдает им ежегодно документы на жительство и строго следит, чтобы за ними не накоплялись недоимки в городские доходы. Если брать все бывшее в городе в момент переписи на лицо население, а также и всех отсутствующих при переписи, то оказывается, что город имел граждан 45844 душ обоего пола, а не 24728 душ, как значится по переписи.
Во время первой мировой войны часть мужчин ушла на фронт, но население города частично пополнялось беженцами из западных районов России.
По сравнению с другими городами империи Александровск-Грушевский поражает быстротой развития.
За три десятилетия своего существования он вырос в крупный промышленный центр юга России, занимавший второе место в Донецком бассейне по угледобыче.
В предреволюционные годы в городе работало 157 торговых предприятий, 65 рудников, 12 заводов и фабрик.
Один только Николай Парамонов построил в Александровск-Грушевске кирпичный завод, завод подков, брикетную фабрику и химзавод, работавшие на армейские поставки во время Первой мировой войны.
В конце 19-начале 20 века город быстро растет и развивается.
Возведение соборов и храмов, строительство больших зданий, открытие первых учебных заведений города также относится к этому периоду. В Александровск-Грушевском появляются автомобили и мостовые, кинотеатры, гимназии, керосинокалильное освещение и электричество, водопровод и городской сад, собственная «Александровск-Грушевская Маленькая Газета», врубовая машина и главная гордость города — всеобщее начальное обучение.
До второй половины 1914 года для Донецкого бассейна было приобретено 99 врубовых машин, которые служили для облегчения тяжелого и малопроизводительного труда забойщика.

На показан внешний вид штанговой врубовой машины в момент начала работы.
По-видимому, Д. И. Менделеев передал свое уважение и гордость за наш край зятю своему - известному поэту серебряного века Александру Блоку.
В начале прошлого века Александр Блок, посетив Донбасс, назвал его Новой Америкой — за невиданный для российских просторов динамизм развития, предприимчивость горнопромышленников и смешение народностей в едином «плавильном котле».
...
А уж там, за рекой полноводной,
Где пригнулись к земле ковыли,
Тянет гарью горючей, свободной,
Слышны гуды в далекой дали…

Путь степной — без конца, без исхода,
Степь, да ветер, да ветер, — и вдруг
Многоярусный корпус завода,
Города из рабочих лачуг…

На пустынном просторе, на диком
Ты всё та, что была, и не та,
Новым ты обернулась мне ликом,
И другая волнует мечта…

Чёрный уголь — подземный мессия,
Чёрный уголь — здесь царь и жених,
Но не страшен, невеста, Россия,
Голос каменных песен твоих!

Уголь стонет, и соль забелелась,
И железная воет руда…
То над степью пустой загорелась
Мне Америки новой звезда!
Здесь под «новой Америкой» поэт подразумевает край огромных возможностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдаков Н. С. «Краткий статистический обзор донецкой каменноугольной промышленности». Харьков, 1896 г.
2. Азово-донской календврь 1893 год.
3. Горный журнал 1882, т. II 4. Колодуб Е. Условия развития и деятельности антрацитовой промышленности в Области Войска Донского. Александровск-Грушевский, 1901.
5. Левченко В. С., Чеботарев Б. В. История донского края Учебное пособие для 7 - 8-х классов средней школы Ростовское кн. Изд-во, 1975.
6. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Том 3. Развитие капитализма в России.
7. Область Войска Донского Статистический комитет Памятная книжка Области войска Донского на 1904 год. Новочеркасск, 1904.
8. Памятная книжка Области войска Донского на 1869 г.
9. Памятная книжка Области войска Донского на 1879 г.
10. Памятная книжка на 1893-1894 год
11. Приазовский край 1892, 14 января.
12. Приазовский край 1892, 27 мая.
13. Приазовский край 1892, 12 июня.
14. Приазовский край 1898, 5 ноября.
15. Приазовский край 1900, 24 марта.
16. Приазовский край 1900, 11 дек.
17. Приазовский край 1903, 8 марта.
18. Статистические сведения о городах Области войска Донского по первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года.
19. Таскин Е. Условия развития и современное положение каменноугольной промышленности Донецкого бассейна // Горнозаводской листок, 1895 № 10.
20. Фомин П. И. Краткий очерк истории горнопромышленных съездов Юга России. Харьков, 1908.

СЕТЕВОЙ РЕСУРС

1. Блок о Донбассе
https://infodon.org.ua/uzovka/47
2. История отрасли
https://www.rosugol.ru/museum/
3. Угольная промышленность России до революции 1917 года
https://mining-media.ru/ru/article/154-nauchne-stati/5-2019/15280-ugolnaya-promyshlennost-rossii-do-revolyutsii-1917-goda
4. Угольная промышленность Ростовской области
https://news.rufox.ru/texts/2012/03/01/228349.htm
5. 210 годовщине создания города Шахты (Александровск-Грушевский) посвящается
http://archiv-shakhty.ru/exhibition/show/43











© Все права защищены. 2022 г.