Заштатные города Российской империи
от капитализма до капитализма

г. Александровск - Грушевский

Сайт Бондаренко Павла Ивановича

Главная

Об авторе

Гостевая

ЧАСТЬ I

1. Путешествие в прошлое
2. Открыватели недр Донбасса
3. Старый, новый и Большой Донбасс
4. О земле донских казаков
5. Екатеринославские уезды Донбасса
6. Пришельцы из волчьего логова
7. Антрацитовая горячка на Грушевских рудниках
8. Строительство Грушевско-Аксайской железной дороги
9. Нетипичный город
10. Развитие капитализма в заштатном городе
Углепромышленники Александровск- Грушевского
11. С. Н. Кошкин
12. И. С. Кошкин
13. И. С. Панченко
14. А. В. Марков
15. Н. И. Чурилин
16. Г. И. Шушпанов
17. Е. Т. Парамонов
18. Н. Е. Парамонов. Начало пути
19. Н. Е. Парамонов. От Елпидифора до Байройта
20. Н. Е. Парамонов. Что имеем не храним...
Участие Грушевских углепромышленников во Всероссийских и международных промышленных выставках
21. Санкт-Петербург 1870 г.
22. Москва 1882 г.
23. Нижний Новгород 1896 г.
24. Париж 1867 г.
25. Париж 1889 г.
26. Париж 1900 г.
Горные инженеры и штейгеры Грушевки
27. В. А. Вагнер
28. Н. А. Юганов
29. Б. М. Файвишевич
30. Е. М. Колодуб
31. М. Б. Краснянский
Известные люди, посещавшие Грушевские копи в XIX в.
32. Наследник престола Великий князь Николай Александрович
33. Наследник престола Великий князь Александр Александрович
34. Ученый Д. И. Менделеев
35. Художник Н. А. Касаткин
36. Писатель А. С. Серафимович

ЧАСТЬ II

1. О степени эксплуатации Грушевских горнорабочих
2. Артели горнорабочих как форма организации трудового коллектива
3. Женский и детский труд
4. Оплата труда и благосостояние горнорабочих
5. Охрана труда горнорабочих
6. Быт и досуг Грушевских горнорабочих
7. Рабочее движение
8. Руководство города Александровск-Грушевского на рубеже XIX-XX веков
9. Городская торговля

     25. Всемирная промышленная выставка во Франции 1889 г.

Это была четвертая всемирная выставка во Франции. Как и все предшествующие смотры, она разместилась в самом центре Парижа – на Марсовом поле, набережной Орсэ и напротив через Сену – в районе Трокадеро.

Выставочная территория, занимавшая более 70 га, была предоставлена городом бесплатно.
Выставка превратилась в уникальную экспериментальную строительную лабораторию. Здесь были построены здания и сооружения из металла, которые по смелости технической мысли и своими огромными размерами на много лет опередили мировую практику.
В качестве входной арки на территорию экспозиции вТрокадеро инженеру Гюставу Эйфелю была заказана знаменитая Эйфелева башня.
Грандиозная 300-метровая металлическая башня, построенная по проекту Густава Эйфеля на берегу Сены, в два раза превосходила по высоте самые высокие сооружения в мире. Вместе с Эйфелем в проектировании принимал участие инженер Бурдон, а строили ее несколько подрядчиков: Гобер, Нугнье, Кешлен, Саль и Совэстр. Все детали башни были изготовленыъ заводским способом. Строительство ее продолжалось 7 месяцев. Динамическая композиция башни показала новые эстетические возможности архитектуры металла.
Выставка была приурочена к столетию Великой французской революции 1789 года.
В парижской выставке 1889 года приняло официальное участие 29 стран и еще 11 стран – неофициальное. Россия, как и большинство монархических государств, отказалась от официального участия в смотре, «приуроченном к 100-летию казни французского короля». Выставка собрала 56 тысяч участников. Около 62 тысяч экспонатов было тематически распределено на 9 групп и 83 класса.
Королевой этой выставки пресса окрестила электричество. Кроме свойств электричества, демонстрировалось великое множество текстильных станков и паровых машин, бензиновые автомобили Даймлера Бенца. На выставке впервые представлена публике действующая фотокабина.
Осветительная техника, электрические лампочки, телефоны, телеграф зачаровывали публику. Особый интерес вызывал стенд с многочисленными изобретениями Томаса Эдисона. Чтобы послушать его фонограф, посетители часами выстаивали в очереди. В садах и на мосту через Сену горели в том числе и 70 свечей русского изобретателя П. Н. Яблочкова.

На Всемирной выставке в Париже среди огромных русских самоваров, пудовых свечей, груд сибирских мехов и бочек с икрой у павильона Российской Империи на высоком пьедестале красовался громадный кубический монолит чернозема, каждая грань которого составляла два метра. Таким образом, в том "кубе" был не один, а восемь кубометров первоклассного, черного, как антрацит чернозема. Взяли этот монолит недалеко от Воронежа, в нынешнем Панинском районе.
Проведение выставки совпало с 50-летием изобретения фотографии. Новинкой в этой экспозиции стали цветные фотографии, представленные Ференцем Верешем.
Парижская выставка удачно сочетала в себе просветительский и развлекательный характер, что позволило ее организаторам привлечь на нее более 32 млн. посетителей.
Выставка 1889 года дала массу новых идей и усовершенствований, которые способствовали прогрессу человечества.
Несмотря на то, что Россия не принимала официального участия в парижском смотре, русский отдел был все же частным образом представлен.

Он занимал площадь в 3800 кв. м в большой галерее Дворца промышленности. Здесь выставили свои экспонаты 820 наших соотечественников.

Такая великая нация, как Россия, территория которой, как в Азии, так и в Европе, больше последнего континента, и население которой составляло 108 миллионов человек, конечно, не могла не принять широкого участия в выставке 1889 года.
Россия была представлена в Париже в основном благодаря энтузиастам из “Русского технического общества».
Неофициальное участие России в выставке неизбежно сказалось на его качестве. Расходы по участию в выставке на сей раз полностью легли на самих экспонентов.

В отделе машин русских экспонатов не было.
Горнозаводской раздел не отражал в полной мере состояния горной промышленности России и значительно уступал подобным нашим отделам на предыдущих всемирных выставках.
На всех всемирных выставках, бывших до 1899 года, русский отдел всегда устраивался за казенный счет, заботами администрации.
Таким образом, сложное дело состязания нашей промышленности— со всемирною облегчалось для русских экспонентов до последней степени.
На этой выставке в первый раз русская промышленность приняла участие по собственному почину, на собственные средства, на свой страх и риск, без всякого денежного пособия с чьей - либо стороны.
Условия эти были для нее крайне неблагоприятны: почти все монархические государства отказались принять в ней официальное участие и в самой Франции многие партии высказались против этой выставки.
Между тем, для нашей промышленности, сделавшей такие большие успехи в своем развитии за последние годы, было в высшей степени важно воспользоваться таким редким случаем, чтобы показать этот прогресс Франции и всему миру, чтобы завязать личные знакомства с представителями торгового и промышленного мира всех стран и постараться расширить свои рынки, вызвав спрос на наши произведения, многие из которых не только не уступают европейским, но и превосходят их.
Необходимо было не упустить такого случая, каким представлялась эта блестящая арена для праздника мирного прогресса труда и знания.
Наша пресса часто проявляет совершенно иное отношение к общественной самодеятельности. По крайней мере, благородный почин в деле всемирной выставки не вызвал сочувствия у большинства органов печати.
Иностранная пресса гораздо серьезнее относится к общественному делу, гораздо сильнее стремится поддержать каждый полезный общественный почин.
Много было упреков за некоторую бедность обстановки русского отдела. В ответ на эти упреки русская промышленность с гордостью может указать на то обстоятельство, что в то время, когда почти все частные комитеты других государств также не принявших официального участия в выставке, получили от своих правительств значительные субсидии, так сказать на представительство страны, доходившие до миллионов франков, наш комитет не только не обращался за какой-либо субсидией, но принял даже на свой счет половину содержания таможенных артельщиков, командированных в Париж для исполнения таможенной службы по отношению к экспонатам.
В этом случае русский отдел на выставке представлял исключительный пример среди всех других отделов по своей полной самостоятельности и предоставлении его исключительно своими собственными силами и средствами.
Денежные средства для организации и устройства русского отдела, как уже подчеркивалось, получены всецело от самих экспонентов в виде определениой платы за занимаемые их экспонатами места.
В отчете по участию России во Всемирной выставке 1889 года в Париже.

имеется список наград, среди которых упоминается имя Александровск-Грушевского углепромышленника Ивана Семеновича Кошкина.

К сожалению здесь нет упоминания какой именно экспонат представлял на выставке И. С. Кошкин.
Единственное упоминание об экспонате Грушевского углепромышленника и владельца параходной компании Ивана Семеновича Кошкина на Всемирной выставке 1889 года мы нашли в разделе, посвященном Русскому отделу, в 3 томе книги Э. Моно Всемирная выставка 1889 г. Большая иллюстрированная историческая, энциклопедическая, описательная книга, изданная под патронажем Генерального комиссара Парижского отдела выставки месье Э. Денту:
Российский уголь представляли Алексеевские и южнорусские горнорудные компании, а также месье И. С. Кошкин из Ростова, представивший красивую монументальную дверь весом 20 тонн, изготовленную исключительно из антрацита. Шахты господина Кошкина, которые находятся на берегу Азова, освещены электричеством; телефон соединяет их с городом Ростовом, а пароходная служба связывает их с портами.

Зато Колышко И. И. в своих письмах из Парижа о выставке с восторгом описывает арку, красиво обитую цинковыми листами и убранную всевозможными цинковыми изделиями известного во Франции общества цинковых плавилен „Vielle Montagne"; колонну из железа, свинца и меди известного заводчика Губена: пирамиду изъ труб, увенчанную медным куполом и целый павильон из чугуна и стали торгового дома Далифоль и K0, совершенно при этом не замечая работы наших промышленников, в т. ч. 20-ти тонный экспонат И. С. Кошкина.
В Путеводителе по Парижу и всемирной выставке также нет подробного описания ни одного экспоната наших промышленников.
Спасибо французам, что мы имеем хотя бы какое-то представление о наших предках, Россию представляющих на очередном витке мирового прогресса. В заключение Э. Моно пророчески пишет:
En résumé, la participation de la Russie à l'Exposition Universelle de 188'J était digne de ci 1 grand pays; il y avait bien quelques lacunes, mais il faut se rappeler (pie c'est aux efforts personnels des industriels, et non au gouvernement russe, que nous devons cette partici- pation. Les anciens sujets de Pierre le Grand sont décidément devenus un peuple actif et intelligent, plein d'aveni. -
Короче говоря, участие России во Всемирной выставке 1889 было достойно этой великой страны; были, конечно, некоторые недостатки, но надо помнить, что именно личным усилиям промышленников, а не российскому правительству, мы обязаны этой частью выставки. Бывшие подданные Петра Великого решительно стали деятельным и умным народом, полным будущего.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колышко И. И. Парижская выставка 1889 г. Тип. В. П. Мещерского, 1889.
2. Предварительный отчет по участию России во Всмемирной парижской выставке 1889 г. С.-Петербург, Типография Дома Призрения Малолетних Бедных Лиговка, д. 26. 1890.
3. Путеводитель по Парижу и Всемирной выставке. Санкт-Петербург, изд. Я.А.В., 1889.
4. Список наградам, присужденным русским экспонентам на Всемирной парижской выставке 1889 г. Санкт-Петербург, тип. В. Авсеенко, 1890.
5. Monod. E. la Section Russie. Exposition universelle de 1889: (Paris, France). Vol. 3. Paris: E. Dentu, 1890.











© Все права защищены. 2022 г.