Заштатные города Российской империи
от капитализма до капитализма

г. Александровск - Грушевский

Сайт Бондаренко Павла Ивановича

Главная

Об авторе

Гостевая

ЧАСТЬ I

1. Путешествие в прошлое
2. Открыватели недр Донбасса
3. Старый, новый и Большой Донбасс
4. О земле донских казаков
5. Екатеринославские уезды Донбасса
6. Пришельцы из волчьего логова
7. Антрацитовая горячка на Грушевских рудниках
8. Строительство Грушевско-Аксайской железной дороги
9. Нетипичный город
10. Развитие капитализма в заштатном городе
Углепромышленники Александровск- Грушевского
11. С. Н. Кошкин
12. И. С. Кошкин
13. И. С. Панченко
14. А. В. Марков
15. Н. И. Чурилин
16. Г. И. Шушпанов
17. Е. Т. Парамонов
18. Н. Е. Парамонов. Начало пути
19. Н. Е. Парамонов. От Елпидифора до Байройта
20. Н. Е. Парамонов. Что имеем не храним...
Участие Грушевских углепромышленников во Всероссийских и международных промышленных выставках
21. Санкт-Петербург 1870 г.
22. Москва 1882 г.
23. Нижний Новгород 1896 г.
24. Париж 1867 г.
25. Париж 1889 г.
26. Париж 1900 г.
Горные инженеры и штейгеры Грушевки
27. В. А. Вагнер
28. Н. А. Юганов
29. Б. М. Файвишевич
30. Е. М. Колодуб
31. М. Б. Краснянский
Известные люди, посещавшие Грушевские копи в XIX в.
32. Наследник престола Великий князь Николай Александрович
33. Наследник престола Великий князь Александр Александрович
34. Ученый Д. И. Менделеев
35. Художник Н. А. Касаткин
36. Писатель А. С. Серафимович

ЧАСТЬ II

1. О степени эксплуатации Грушевских горнорабочих
2. Артели горнорабочих как форма организации трудового коллектива
3. Женский и детский труд
4. Оплата труда и благосостояние горнорабочих
5. Охрана труда горнорабочих
6. Быт и досуг Грушевских горнорабочих
7. Рабочее движение
8. Руководство города Александровск-Грушевского на рубеже XIX-XX веков
9. Городская торговля
10. Благоустройство города

11. Благотворительность александровск-грушевцев

12. Общества, товарищества, кооперативы

13. О состоянии народного здравия в Александровск-Грушевском

14. Развитие образования в заштатном городе Александровск-Грушевском

     24. Парижская Всемирная выставка 1867 г.

Выставка проходила с 1 апреля по 3 ноября 1867 года. Участие в выставке приняли около 40 стран. Количество посетителей — более 9 млн. человек.

Эмиль Золя в своём романе «Деньги» описывет открытие выставки следующим образом:
«Всемирная выставка 1867 года открылась первого апреля с небывалым триумфом, среди непрерывных празднеств.
Начался самый блестящий период Империи, период разнообразнейших увеселений, превративших Париж во всемирную гостиницу, разукрашенную флагами, полную музыки и песен, гостиницу, в каждом уголке которой чревоугодничали и предавались разврату.
Никогда ещё ни одно царствование в апогее своей славы не созывало народы на такое грандиозное пиршество. К сверкающему огнями Тюильри со всех концов земного шара направлялась в сказочном апофеозе длинная вереница императоров, королей и князей».

Монархи Европы на открытии Всемирной выставки 1867 года.
В числе других коронованных особ выставку посетил русский император Александр II, на которого в очередной раз было совершено покушение.
25 мая император Александр II, возвращаясь с парада вместе с Наполеоном III и своими сыновьями подвергся покушению со стороны эмигранта и деятеля польского освободительного движения Антона Березовского.
Во время выезда с ипподрома Лоншан Березовский приблизился к экипажу и выстрелил в императора, но ему успели помешать, пули попали в лошадь, а поляка удалось схватить.
Сразу после выстрела Наполеон сказал Александру: «Если это итальянец, то он хотел убить меня, если поляк – то вас».
В Париже в это время находилось много поляков, бежавших после подавления в 1863 году восстания в Польше.
Этот инцидент, произошедший на французской территории, называют в числе причин, воспрепятствовавших дальнейшему сближению Франции и России накануне франко-прусской войны.
Главное здание, расположившееся на Марсовом поле, было построено из стекла и железа, в архитектурном плане имело вид эллипса размером 490 × 380 м и состояло из семи концентрических круговых галерей, каждая из которых была отведена для демонстрации экспонатов какого-либо большого тематического раздела.

Выставочный дворец Всемирной выставки 1867 года на Марсовом поле.
Электрические изобретения, представленные на выставке, вдохновили Жюля Верна на написание романа “Двадцать тысяч лье под водой».
В период проведения выставки в Париже жили и оставили воспоминания Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, И. А Гончаров. А. И.  Герцен. В качестве сомнительного достижения в деле технического прогресса можно упомянуть Пруссию, которая представила на Выставку образцовую гильотину, способную отрубать по 6—8 голов сразу.
Экспозиция Российской империи занимала на выставке 2900 м². В статье, посвященной Горному отделу Выставки в Горном журнале сказано, что русское отделение собственно в здании имело в своем распоряжении б060 кв. метров и находилось между итальянским и шведским.
На этой территории размещалось более 1300 экспонатов.
В качестве помощника генерального комиссара русского отдела от России на выставку был назначен Д. И. Менделеев.
Отчёт о парижской выставке Менделеев опубликовал в виде книги «О современном развитии некоторых химических производств в применении к России и по поводу Всемирной выставки 1867 года», в которой рассматривал европейские «произведения промышленности» в смысле «практического значения предметов по отношению к живым интересам России».
Комиссар русского отдела В. Г. Шварц писал: «Цивилизованная Франция удивилась, что у варваров есть стиль, да при том еще оригинальный, и множество публики постоянно толчется перед русскими избами, которые в парке русского отдела».
Особым интересом посетителей Выставки действительно пользовалась русская изба, изготовленная плотниками из Владимирской губернии без единого гвоздя.

Русская изба на Всемирной выставке 1867 года.
Посетители с любопытством осматривали крытый двор, флигель, русскую печку, красный угол.
Русский отдел располагался в восьми галереях: первые две показывали предметы археологии и художественные произведения, остальные — изделия промышленности и земледелия.

Вход в русский отдел Всемирной выставки 1867 года.
Из 1392 экспонентов, представивших свои произведения на всемирный конкурс, на долю горнозаводского отдела приходится не многим более шестидесяти, считая в том же числе Царство Польское и Великое Княжество Финляндское.
Представителем горнозаводского дела юга России был Луганский завод, представивший железные руды, уголь, чугун и шлаки.
В материалах выставки сказано, что Луганский завод использует Грушевский антрацит.
Посередине русской улицы, —

так называлась галерея, соединяющая вход на выставку с центром ее,— помещалась резная колонна с вазою из цельного куска Грушевского антрацита весом 59 пудов, присланная из земли Войска Донского.

Горное Управление войска Донского на Всемирной выставке 1867 года.
В материалах Выставки приведены интересные данные.
Антрацит в земле Войска Донского в большом изобилии, занимая площадь в несколько сот квадратных верст.
близ речки Грушевки, где антрацит залегает в каменно-угольной почве пластами до 2,5 аршин толщиною (1, 78 м.).
На Грушевке добывается ежегодно до 6 ½ миллионов пудов антрацита; запас же исследованной залежи его простирается до 3 1/2 миллиарда пудов.
Из материалов Выставки известно, что в Александровке (центральный Донбасс) добывалось каменного угля на 40 000 руб. или 200 руб. на одного рабочего в год.
Вычтя себестоимость продукции и расходы на модернизацию и улучшение условий труда на руднике, получаем ничтожную сумму на оплату труда горнорабочего.
Как видим, низкая оплата труда в начальный период разработки рудников - это объективная реальность, а не исключительная прихоть шахтовладельцев.

Центральный Донбасс на Всемирной выставке 1867 года.
Русские экспонаты в итоге получили 476 наград, в том числе два больших приза («Гран-При»): первый — академику Б. С. Якоби, второй — императору России за улучшение конских пород; медалей золотых было завоёвано — 21, серебряных — 93, бронзовых — 211; похвальных отзывов  — 151, а также 26 памятных медалей по отделу археологии.

Медаль Всемирной выставки 1867 года.
Всего в горнозаводском и металлургическом отделах участвовало 23 государства при 2310 экспонентах.
Признаны достойными награды вне конкурса: Алтайские горные заводы, которых коллекция руд и горных пород действительно была полна и научно отчетлива, Богословский горный округ, представивший штыковую медь и колчеданы, горное отделение Царства Польского и Войска Донского.

Список наград горнозаводского отдела по странам на выставке 1867 года.
Грушевских горнопромышленников на Всемирной промышленной выставке в Париже представляло Горное Управление Войска Донского, поэтому мы не можем назвать конкретные имена участников от Грушевского Горного поселения. Можно лишь предположить, что одним из них был С. Н. Кошкин.
Еще большую досаду вызывает тот факт, что фотографы, освещавшие различные выставки, не оставили потомкам удивительные образцы огромных монолитов антрацита и искусно выточенных из них фигур.
Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен писал:
«На бесплодном, песчаном Марсовом поле», — говорили одни, — «распустился роскошный цветок искусства и промышленности, гигантский подсолнечник, и по лепесткам его можно изучить географию, статистику и всякую механику, искусства и поэзию, познать величину и величие всех стран света!»
«На Марсовом поле», — говорили другие, — «вырос сказочный цветок, пёстрый лотос, распустивший над песком свои зелёные листья, словно бархатные ковры; распустился он раннею весною, летом достигнет апогея своей красоты, а осенью ветер развеет его лепестки, и от него не останется и следа!».
Написанную им вскоре сказку «Дриада» 1868) писатель заканчивает словами: «Всё это случилось в действительности. Мы сами были этому очевидцами во время всемирной парижской выставки 1867 г. Да, наше время — сказочное, диковинное время!»

ЛИТЕРАТУРА

1. Всемирная выставка в Париже на снимках в альбоме К. Т. Солдатёнкова. 1867.
2. Гловели Г. Всемирные выставки как витрина и локомотив второй технологической революции. Экономическая политика, 2013.
3. Иллюстрированное описание Всемирной промышленной выставки в Париже, 1867 года. СПб : Издание В. Е. Генкеля, 1869.
4. Киттара М. Я. Всемирная выставка 1867 года в Париже. Санкт-Петербург, типография А. Траншеля, 186? (книга без обложки и титульного листа).
5. Мезенин Н. А. Парад всемирных выставок. М.: Знание, 1990.
6. Симчук К. А. Всемирные выставки Парижа XIX века: градообразующая роль и общественное значение. Вестник Челябинского государственного университет.  2014.
7. Соколов А. С. Санкт-Петербург на Парижских Всемирных выставках 1867-1000 гг. Ученые записки Санкт-Петербургского В. Б. Бобкова Филиала Российской Таможенной Академии. 2006, №2.
8. Тучемский В. Несколько слов о горнозаводском отделе парижской всемирной выставки 1867 года. Горный журнал, 1867, № 10-11.
9. Указатель русского отдела парижской всемирной выставки 1867 г. Санктпетербург, типография товарищества "Общественная польза", по Мойке, № 5. 1867.
10. Ходнев А. Парижская выставка 1867 г. СПб., типография товарищества "Общественная польза", 1867.
11. Шпаков В. Н. Национальные промышленные выставки // История всемирных выставок. — М.: ACT: Зебра Е, 2008.
12. Шпаков В. Н. Богатства природы — гармоничному развитию народов. Париж, 1867 год // История всемирных выставок. — М.. — ACT: Зебра Е, 2008.







© Все права защищены. 2022 г.