Заштатные города Российской империи
от капитализма до капитализма

г. Александровск - Грушевский

Сайт Бондаренко Павла Ивановича

Главная

Об авторе

Гостевая

ЧАСТЬ I

1. Путешествие в прошлое
2. Открыватели недр Донбасса
3. Старый, новый и Большой Донбасс
4. О земле донских казаков
5. Екатеринославские уезды Донбасса
6. Пришельцы из волчьего логова
7. Антрацитовая горячка на Грушевских рудниках
8. Строительство Грушевско-Аксайской железной дороги
9. Нетипичный город
10. Развитие капитализма в заштатном городе
Углепромышленники Александровск- Грушевского
11. С. Н. Кошкин
12. И. С. Кошкин
13. И. С. Панченко
14. А. В. Марков
15. Н. И. Чурилин
16. Г. И. Шушпанов
17. Е. Т. Парамонов
18. Н. Е. Парамонов. Начало пути
19. Н. Е. Парамонов. От Елпидифора до Байройта
20. Н. Е. Парамонов. Что имеем не храним...
Участие Грушевских углепромышленников во Всероссийских и международных промышленных выставках
21. Санкт-Петербург 1870 г.
22. Москва 1882 г.
23. Нижний Новгород 1896 г.
24. Париж 1867 г.
25. Париж 1889 г.
26. Париж 1900 г.
Горные инженеры и штейгеры Грушевки
27. В. А. Вагнер
28. Н. А. Юганов
29. Б. М. Файвишевич
30. Е. М. Колодуб
31. М. Б. Краснянский
Известные люди, посещавшие Грушевские копи в XIX в.
32. Наследник престола Великий князь Николай Александрович
33. Наследник престола Великий князь Александр Александрович
34. Ученый Д. И. Менделеев
35. Художник Н. А. Касаткин
36. Писатель А. С. Серафимович

ЧАСТЬ II

1. О степени эксплуатации Грушевских горнорабочих
2. Артели горнорабочих как форма организации трудового коллектива
3. Женский и детский труд
4. Оплата труда и благосостояние горнорабочих
5. Охрана труда горнорабочих
6. Быт и досуг Грушевских горнорабочих
7. Рабочее движение
8. Руководство города Александровск-Грушевского на рубеже XIX-XX веков
9. Городская торговля

10. Благоустройство города

11. Благотворительность александровск-грушевцев

12. Общества, товарищества, кооперативы

13. О состоянии народного здравия в Александровск-Грушевском

14. Развитие образования в заштатном городе Александровск-Грушевском

14. Развитие образования в заштатном городе Александровск-Грушевском

     ... только глупые головы или люди подлые боятся образованного народа.

Екатерина II

В конце XIX века образование в целом по Российской империи было на весьма низком уровне. Даже в городские представители приходилось избирать людей совершенно безграмотных.
Например, под постановлением ачинской городской думы от 9 января 1893 г. за № 1 перечислены фамилии городского головы и гласных городской думы с припиской: «а по неграмотности их расписался Н. Киселев».
В г. Александровск-Грушевском дела обстояли несколько лучше. Например, первый городской голова Б. М. Файвишевич имел высшее образование. Однако из 40 гласных александровск-грушевской городской думы в 1913 году 9 все еще были безграмотными. В прессе их окрестили «блаженными». Общественность призывала их отказаться от своих должностей во имя здравого смысла и блага города.
Процесс становления и развития народного образования в области Войска Донского проходил в более поздний период, чем в центральной России. 
Одним из первых шагов к системе мер, направленных на развитие образования в Донском крае, стал обнародованный 5 февраля 1790 г. приказ Войскового правительства об открытии в Черкасске Народного училища. В 1798 г. в этом училище обучалось 80 мальчиков.
Начало обновления народного просвещения относится к 1864 г., когда утверждаются «Положения о начальных народных училищах» и новый Устав гимназий и прогимназий. Эти нормативные документы позволили развернуть казачьим управленческим структурам деятельность по расширению сети образовательных учреждений.
Качество образования на Дону признавало и руководство Харьковского учебного округа, к которому относилась в то время область Войска Донского.

Соз­да­ние на­чаль­ных при­ход­ских учи­лищ бы­ло пре­ду­смот­ре­но ре­фор­мой 1804, на­прав­лен­ной на фор­ми­ро­ва­ние 4-сту­пен­ча­той об­ра­зо­ва­тель­ной сис­те­мы. 
Приходские училища - мужские и женские - открывались Министерством народного просвещения и назывались Министерскими. На содержание училищ Министерством отпускалась определённая сумма, размер которой определялся самим Министерством. 
Также церковно-приходские школы открывались православным духовенством на средства прихода.

В училище принимались дети местных жителей без различия вероисповеданий, не моложе 7 лет и не старше 12 лет. Совместное обучение в одном классе детей обоего пола допускалось лишь при условии, чтобы мальчики были не старше 14 лет, а девочки не старше 12, и чтобы мальчики и девочки занимали места на разных скамьях. Полный курс обучения продолжался в двухклассных училищах 5 лет: три года – в первом классе и два года – во втором; в одноклассных – продолжался не менее трёх лет.
В этих училищах обязательно преподавались следующие предметы:
закон Божий,
русский язык с чистописанием,
арифметика,
история церкви и отечества,
география и естествоведение,
церковное пение и черчение.
Кроме обязательных предметов вводились: гимнастика, ремёсла для мальчиков и рукоделие для девочек. Для обучения перечисленным предметам назначались три преподавателя: учитель 1-го класса, учитель 2-го класса и законоучитель, в одноклассных – один учитель и законоучитель.
В воскресные и праздничные дни учащиеся должны были присутствовать при Богослужении, а способные, после соответствующей подготовки, участвовать в церковном чтении и пении. Ежедневные учебные занятия начинались и оканчивались молитвою.
Лицо, учредившее церковно-приходскую школу на собственные средства, могло быть утверждено Епархиальным Архиереем в звании попечителя этой школы. Непосредственное заведование церковно-приходской школой возлагалось на приходских священников.
В сентябре 1861 года торговый казак Степан Фёдорович Мельников направил докладную записку директору училищ Войска Донского генерал-адьютанту Михаилу Григорьевичу Хомутову с обоснованием необходимости открытия у нас приходского училища. Желая быть полезным для такого дела С. Ф. Мельников отдал под приходское училище свой собственный дом, обязавшись оснастить его мебелью, обеспечить отопление, освещение и выплачивать жалование учителям и законоучителю 300 рублей в год.
Министерство просвещения по достоинству оценило заслуги казака в деле просвещения народного.
9 ноября 1861 года Степан Федорович Мельников получил благодарность от Министра просвещения Российской империи «За усердие к полезному делу».
К одному из первых учебных заведений Александровск-Грушевского относилось также приходское училище на угольных копях Семена Николаевича Кошкина (1868 г.), который и был почетным блюстителем училища.
При городском старосте Скарятине обе александровс-грушевские церковно-приходские школы находились в хорошем материальном положении, на выделенные деньги приглашались способные учителя. В обеих школах в то время училось до 120 учеников.
При городском старосте Глущенко субсидирование школ сократилось, поскольку городская управа посчитала, что церковно-приходские школы должны содержаться на деньги церкви.
После короткого периода упадка церковно-приходские школы в городе начали возрождаться с реформами городского управления.
В 1903 году для учителей церковно-приходских школ юга России в персияновском войсковом плодовом питомнике были организованы двухмесячные сельскохозяйственные курсы. На курсах учителей знакомили с основами сельскохозяйственных отраслей — садоводство, земледелие, пчеловодство, шелководство, огородничество.
Однако в целом по России к этому времени роль церковно-приходских школ теряла свое значение с переходом на другие виды начального образования (например, земские школы).
К началу XX века в хуторе Поповском на 150 детей школьного возраста не было своей школы. Детям приходилось ежедневно ходить 2-3 версты до городского училища. Местный житель Я. С. Шульгин построил на свои средства капитальный дом со всеми приспособлениями для школы.
А перед началом Первой мировой войны окружной атаман Черкасского округа обратился к инспектору народных училищ с просьбой возбудить ходатайство об отпуске средств на постройку 1-классного приходского училища в хуторе Поповский, который в то время относился к станице Кривянской.
В 90-е годы XIX века попечителем одноклассного приходского училища в Александровск-Грушевском был

Андрей Петрович Глущенко - последний городской староста до введения должности городского головы, законоучителем —

известный священник Захарий Лобов, в годы советской власти погибший в Соловецком лагере особого назначения, учителем, а позже заведующим училищем —

Митрофан Семенович Воронков — будущий член Государственной Думы и

Назар Черячукин — не менее известный александровск-грушевский учитель-садовод, работа которого была представлена на Всемирной Парижской выставке 1900 года, основатель городского парка.
К началу XX века в Александровск-Грушевском имелись городское трехклассное училише (учитель Черячукин), одноклассное приходское училище почетный блюститель городской голова Д. В. Пономарев), низшая ремесленная школа (почетный смотритель горный инженер Б. М. Файвишевич, учитель русского языка и арифметики - Черячукин), начальное женское училище (попечительница Розалия Крамер), сельское начальное училище (заведующий училищем М. С. Воронков, депутат Государственной Думы), мещанское училище (почетный блюститель купец В. И. Шишикин), частные школы (М. Я. Васильевой, М. М. Рубашкиной, К. Р. Глаголевой, А. П. Владимирской и А. А. Подкопаева), училища на рудниках РОПиТ и горнопромышленника И. С. Кошкина (попечители капитан 2 ранга И. И. Степанковский, коммерции советник И. С. Кошкин), училище на Грушевском руднике анонимного общества (заведующий А. И. Поляков).
В начале XX века к Александровск-Грушевскому приходу относились Александровск-Грушевское, Власово-Аютинское, Власово-Грушевское и персиановско-Грушевское приходские училища.
В 1902 году Сионод определил учредить в Александровск-Грушевском церковно-учительскую школу для донской и соседних с ней епархий. На содержание школы предусматривалось ежегодно выделять по 10 000 руб.
В 1907 году в Александровск-Грушевском было достроено самое большок в городе здание — епархиональной мужской церковно-учительской школы при которой имелась домовая Иоанна Богослова церковь.

В Александровск-Грушевской мужской церковно-учительской школе преподавали
русский и церковно-славянский языки,
математику и естествознание,
историю и географию,
черчение и рисование,
пение и музыку,
гигиену и гимнастику,
переплетное мастерство.
Училища для детей в Александровск-Грушевском строились добротные.
К началу 1912 учебного года в городе было построено новое двухэтажное здание начального училища, рассчитанное на 400 человек.
На первом этаже помещались три классных комнаты, раздевальня, библиотека и квартира заведующего училищем; на втором этаже пять классных комнат, учительская и рекреационный зал (для отдыха учащихся во время перерыва между занятиями).
Здание обогревалось паровым отоплением.

Когда в 1888 году Воронков приехал в Александровск-Грушевский в качестве вновь назначенного учителя, в городе было одно начальное училище и две церковно-приходские школы, одна из которых не имела ни собственного помещения ни учителя, а обучение грамоте было возложено на псаломщика приходской церкви.
А через 20 лет (в ноябре 1909 год) был решен вопрос о введении в Александровск-Грушевском - первом среди городов области - всеобщего начального обучения.

В 1910 году в связи с переходом ко всеобщему начальному образованию город ударными темпами строил учебные заведения.

Правительство также выделяло не малые деньги для введения в заштатном городе всеобщего начального образования.
17 октября 1910 года городская дума заслушав доклад городской управы о введении в городе с 1 октября 1910 года всеобщего начального обучения и желая увековечить столь знаменательное событие в жизни города Александровск-Грушевского и отметить то участие, которое оказал член Государственной думы М. С. Воронков городскому общественному управлению в осуществлении всеобщего обучения единогласно прстановило;
1. Ежегодно праздновать в школах 1-е октября, как день введения в городе Александровск-Грушевском всеобщего обучения
2. Занести на мраморную доску имя члена Государственной думы М. С. Воронкова...
Даже во время Первой мировой войны в Александровск-Грушевском открывались вечерние курсы для работающих на рудниках.
При школе рудника РОПиТ открыты были двухгодичные вечерние курсы имени Н. С. Авдакова в память о горном инженере и лидере российского бизнеса на Донбассе, члена Государственного Совета.
Заведующим вечерними курсами состоял горный инженер А. И. Юферов, а заведующей учебной частью назначена много лет состоящая учительницей рудника Е. А. Шляхтина.
Материальные заботы по содержанию курсов возлагались на совет съездов углепромышленников юга России.
Курсы посещались служащими на рудниках, их родственниками а также городским и рудничным населением. В 1916 году на двух отделениях занимались 135 человек. Экзамены по русскому языку, физике, геометрии, арифметике и горному искусству были с успехом зданы всеми выпускниками.
Кроме этого на рудниках проводились воскресные чтения для горнорабочих. Однако надзор за проведением этих мероприятий требовал каждый раз обращаться в министерство народного просвещения за разрешением. В 1891 году за таким разрешением обратились горнопромышленники юга России.

В Александровск-Грушевском также имелась «Пушкинская» народная читальня, председателем которой были в разное время учитель, депутат Государственной Думы Митрофан Васильевич Воронков и врач Андрей Николаевич Павлов.
В 1911 году газета Донская жизнь писала:
Местная комиссия по устройству народных чтений в последние годы прилагает много труда, чтобы расширить и улучшить помещение Пушкинской читальни. Только что комиссия оплатила счета по произведенной два года назад постройке фойе, а в текущем году пристраивается уже помещение для раздевальной и уборных; кроме того, в читальне устанавливается электрическое освещение; динамо-машину и двигатель любезно предоставил в бесплатное пользование местный углепромышленник П. Л. Вейерман.
В 70-е годы XIX века на Дону открылось общество для распространения полезных книг. А к началу XX века на сравнительно небольшой заштатный городок имелось уже три книжных магазина.

В магазинах того времени продавалась полезная для чтения литература.

К сожалению, среди лучших книг 2022 года автор не нашел ничего даже отдаленно напоминающего по глубине мысли произведения Л. Толстого, Т. Шевченко, В. Короленко, Г. Данилевского, И. Крылова, Д. Мамина-Сибиряка, К. Станюковича, В. Гаршина и других писателей XIX – начала XX века.
Сеять разумное, доброе, вечное на книгах большинства современных писателей явно не получается.
Надо отметить, однако, что тяга к культуре и образованию в мещанской среде Российской империи с трудом пробивала себе дорогу. В 1902 году комиссия по устройству народных чтений обратилась к мещанскому обществу с просьбой выделить средства на приобретение сочинений Гоголя для городских училищ и народа в связи с чествованием памяти писателя. Несмотря на уговоры мещанского старосты и его помощника, что это не разорит мещан, сход постановил: в просьбе отказать. Только мещанин А. Н. Фисунов нашел возможным пожертвовать для этой цели 5 руб. Перед началом Первой мировой войны благодаря стараниям члена Государственной Думы М. С. Воронкова и городского головы Пономарева народное образование в Александровск-Грушевском было поставлено на должную высоту.
К этому времени в городе имелись мужская и частная женская гимназии, церковно-учительская семинария, введено всеобщее начальное обучение, выстроено добавочных для начальных школ четыре здания стоимостью около 100 000 руб. и заканчивалась постройка здания для гимназии в 150 000 руб. После 1910 года не было в Александровск-Грушевском случая, чтобы дети оставались за бортом школы.
Вопрос о среднем образовании поднимался еще до введения полного городового положения. Но в то время эти голоса не могли пробить толстую кору невежества и дикости, беспредельно царивших в нашем захолустье.
Мечтали о школе десятников, кочегаров, кузнецов и проч., считая общее образование преждевременным или совсем не нужным для нашего населения.
Идея открытия в Александровск-Грушевском мужской гимназии не сразу нашла отклик в соответствующих инстанциях. В 1903 году директор народных училищ дал отрицательный отзыв в категорической форме. Директор нашел, что гимназия не отвечает потребностям города, что население нуждается в начальном образовании, но не в среднем, что сам город мало похож на город и представляет группу населения деревенского характера, что средства из коих предполагалось дать пособие новой школе — ежегодные отчисления углепромышленников, общества взаимного кредита и проч. представляются малонадежными.
При строительстве гимназии возникали различные проблемы: то попечительство тормозило продвижение необходимых бумаг, то углепромышленники обещали помочь деньгами, но потом передумали. Члену Государственной Думы Воронкову и городскому голове Пономареву приходилось постоянно вмешиваться при решении различных вопросов, связанных со строительством гимназии.
Стоимость здания для мужской гимназии определялась по смете в 120 тыс. руб. (по другим данным — 150 000 руб.). Треть этой суммы город собирал своими силами, остальную сумму перечислило министерство народного просвещения.
По поводу места под строительство гимназии возник жаркий спор. Оппозиция предлагала городскую площадь, заявляя, что потомки не простят вырубки части городского сада, купец Барсуков предлагал свой участок земли под гимназию. Воронков пояснил, что гимназия на городской площади лишит город доходов от городской торговли, а участок Барсукова не достаточно просторный под гимназию. Кроме того место было уже утверждено и новый проект потребовал бы дополнительных расходов. В результате собрание попечителей единогласно приняло решение пожертвовать частью сада.
 Фундамент заложили весной 1912 года, а уже к 1 октября 1913 года здание полностью было выстроено.

Молебен по случаю начала строительства гимназии в Александровск-Грушевском (1912 г.).
Гимназию открыть было не просто, так как в ней был главным - учитель классических языков (древнегреческого и латыни). В нашем городе такого не нашли и пригласили из г. Новочеркасска.
Иван Мартынович Ваккерман станет директором Александровск-Грушевской мужской классической гимназии. 
В Александровск-Грушевской гимназии преподавали
русский язык и латынь,
немецкий и французский языки,
природоведение,
математику,
историю и географию,
рисование и чистописание,
пение и гимнастику.

В 1911 году учителя и учительницы начальных училищ постановили образовать фонд для стипендии при вновь открывшейся мужской гимназии, перечисляя на это 1% от своего содержания.
Отказался поддержать это предложение только один участник совещания — инспектор городского училища г-н Ивахненко.
С открытием мужской гимназии встал вопрос о создании родительского комитета. Родители учащихся сознательно отнеслись к вопросу налаживания дружеских отношений с учителями. Председателем родительского комитета был выбран человек с высшим образованием — горный инженер Н. И. Березовский.
В гимназии проводились литературные вечера, в том числе совместные мероприятия с учебными заведениями других городов области Войска Донского.

Городская дума возбуждая вопрос об открытии среднего учебного заведения имела в виду смешанную гимназию, исходя из того положения, что город не обладает средствами к созданию двух гимназий — мужской и женской. Однако министерство народного просвещения чисто по формальным соображениям не дало на это своего согласия и городу пришлось открыть только мужскую гимназию, несмотря на то, что в женской гимназии была такая же потребность.
Надо полагать, что дело образования в частных школах Александровск-Грушевского назходилось на должной высоте, если содержательница частной школы Белоусова в 1911 году обратилась в городскую управу с просьбой поддержать возбужденное ею ходатайство о преобразовании школы в гимназию.
Дума горячо откликнулась на эту просьбу и поручила городскому голове ходатайствовать от имени города перед подлежащим начальством о разрешении г-же Белоусовой открыть частную женскую гимназию в следующем учебном году.
Однако это не решило вопрос в полном объеме.
В это время больше 100 местных девочек обучались в гимназиях Новочеркасска и других мест, поскольку обучение в местной частной гимназии для многих учениц было не доступно. М. С. Воронков и на этот раз обещал оказать городу всю возможную с его стороны помощь. В 1914 году была открыта и женская гимназия, куда перешли и ученицы частной гимназии.

Уроженец нашего города Е. Ф. Борсуков, проживавший в г. Томске, предложил под женскую гимназию свой участок земли в Безымянном переулке и 10 000 руб. на ее строительство. К Борсукову присоединились местные купцы: Кочетков, Ованесов, Самойлов, Фетисов, Харчевников и городской голова Пономарев, которые также обещали пожертвовать на гимназию по 10 000 руб.
Смета требовала еще 40 000 руб. на постройку гимназии; тогда городская дума обратилась с призывом к жертвованиям к купцам Воловодову, Бузину, Веровскому и Ефимову.
Купцы, откликнувшись на городскую нужду, поставили условием, жертвуя деньги, чтобы в будущем здании женской гимназии их имена были занесены на мраморную доску, как строителей гимназии.
Городская дума также постановила переименовать Безымянный переулок в Борсуковскую улицу в честь первого жертвователя на александровск-грушевскую женскую гимназию. Однако не ясно, одно и тоже лицо Барсуков, предлагавший свой участок под строительство мужской гимназии и Е. Ф. Борсуков, предлагавший участок под строительство женской гимназии. Возможно это опечатка или недосмотр корректора газеты Приазовский Край, на заметки которой мы в данном случае ссылаемся.
Объявления о приеме в женскую гимназию были разосланы во все окрестные станицы и хутора.
В среднем на каждое начальное училище (без частных) в области приходилось около 80 человек.
В 1912 году ремесла в области Войска Донского изучались при 5 городских и 25 двухклассных и одноклассных училищах, при которых существовали ремесленные отделения. Ученики изучали слесарное и столярное дело, рукоделие, садоводство, огородничество, шелководство и пчеловодство.

Пчеловодство в области практиковалось только в десяти училищах, в том числе во Власовско-Грушевском.

В 1910 году в здании Пушкинской читальни была открыта бесплатная школа кройки и шитья, которую могли посещать дети беднейшей части городского населения. Более состоятельные родители платили по 5 руб. в месяц. Эти деньги шли на закупку материала. Сорок из 60 записавшихся на курсы детей посещали их бесплатно. Устроитель школы И. А. Шубкин, работавший закройщиком магазина Веровского и его супруга, проводившие занятия, работали на добровольных началах, отказавшись от вознаграждения.
Таким образом, дети из бедных семей могли обучиться профессии, которая могла в будущем принести им стабильный доход.
Во всем Черкасском округе был один образцовый сад при двухклассном Александровск-Грушевском училище, который поддерживался стараниями учителя садоводства Н. М. Черячукина. Чтобы удержать в городе ценного работника, городской голова Б. М. Файвишевич ходатайствовал о выделении учителю квартиры при училище. На эти цели было выделено 120 руб. в год.
Но не всегда наши городские власти того времени с должным уважением относились к заслуженным работникам образования, отдавшим всю свою жизнь делу просвещения народного.

В целом материальное положение учителей, особенно многосемейных, было весьма скромным, несмотря на то, что город тратил на развитие народного просвещения четверть своего бюджета.
При зарплате в 35 рублей и цене говядины первого сорта в 20 коп. за 1 кг., греческих булок весом 2 фунта (около 900 г.) из муки первого сорта по 6 коп. и Приключениями Робинзона Крузо за 15 коп. учитель мог вполне сносно существовать. И в наше время работа школьного учителя не оплачивается в той мере, как она того заслуживает. И это зависит не от прихоти чиновников, а от экономических возможностей государства в каждый период его исторического развития. В 1909 году в местной ремесленной школе была учреждена, по-видимому, первая в нашем городе стипендия — стипендия имени члена попечительского совета школы, управляющего рудниками Е. Т. Парамонова - К. А. Кузнецова.
Положение о стипендии было утверждено и опубликовано в «Извстиях харьковского учебного округа» к которому город относился в то время. Пособие предназначалось одному из беднейших учеников, отличающемуся хорошими успехами и поведением.
Патриотическое воспитание в школах было особенно хорошо поставлено в годы войны. Например, во время русско-японской войны инспектор народных училищ Черкасского округа, куда входил и г. Александровск-Грушевский обратился с циркулярным письмом к учителям и учительницам черкасского округа.
«Тяжелое испытание, переживаемое нашим отечеством в настоящее время, когда наши отцы и братья геройски и самоотверженно отражают нападение грубого врага на Россию, когда вся Русь, возмущенная дерзким вызовом японцев, несет обильные жертвы, для обеспечения участи раненых воинов и их семейств, обязывает и нас, воспитывающих молодое поколение в сознательной преданности царю и живой любви к отечеству, придти своими добровольными по состоянию жертвами на дело помощи раненым воинам и их семействам. … если будут поступать пожертвования материалом для белья — шить таковое на взрослого человека при помощи учениц старшего отделения, а также женщин из местного населения, изъявивших желание послужить великому делу помощи русским воинам».
Подобная практика патриотического воспитания молодежи, приносящая к тому же практическую помощь государству, практиковалась и в годы Отечественной войны.

В гимназиях города проходили выставки ученических работ. Рисунки, выполненные учениками, привлекали публику своим художественным исполнением, работы в отделе рукоделия от простых блузок и кончая искусным вышиванием гладью, - все говорило о заботливом отношении гимназии и администрации к своим питомцам.
Вход на выставки был бесплатный и охотно посещался местной публикой.
Директор мужской гимназии Ваккерман также совершал со своими питомцами длительные экскурсии. Например, в 1912 году на страстной и пасхальной неделе со своими воспитанниками он совершил экскурсию на Кавказ по маршруту Новороссийск, Гагры, Новый Афон, Сухум, Поти,Тифлис, Баку и обратно.
Поскольку дело было весной, директора даже упрекали в излишнем увлечении экскурсиями в холодное время года.
Майские (по окончанию учебного года) экскурсии на рудники либеральная пресса критиковала за то, что директор водит детей на рудники в жару по пыльным дорогам, пытается показать начальству свое сверхусердие и т. п. Упрекали директора мужской гимназии Ваккермана и в излишнем уделении внимания урокам гимнастики из-за чего, якобы, может пострадать успеваемость учеников.
3 июня 1912 года был устроен первый гимнастический праздник по инициативе директора гимназии И. М. Ваккермана. В празднике приняли участие кроме учеников гимназии дети учебного завекдения г-жи Гузер, школа Стахеевского рудника и городское училище. Под оркестр дети проделали 12 сокольских упражнений, большинство из них проделана гимназистами Ваккермана.

Публика осталась довольна и усердно награждала детей шумными аплодисментами, как вынуждена была признать та же либеральная пресса, пред тем критиковавшая директора за излишнее рвение.
Доставалось г-ну Ваккерману по любому поводу.
20 марта 1913 года в городе похоронили отравившегося мальчика Виктора Тетеревятникова, гимназиста второго класса. Педагогический персонал обнаружил присвоение Виктором чужой книжки. За это ему была обещана тройка за поведение.
Дома мальчик обнаружил письмо директора гимназии, адресованное его отцу.
Все это настолько потрясло ребенка, что он решил с собой покончить.
«Загубленная жизнь ребенка — писала газета Приазовский Край — ярко подчеркнула сухой бездушный формализм, насажденный в гимназии г. Ваккерманом».
К сожалению, никто не задался вопросом, почему ребенок испугался наказания отца больше страха перед смертью? Почему отец оказался всего лишь потерпевшей стороной в этой трагедии?
Встречались, однако, среди городских чиновников от просвещения и отъявленные мерзавцы.
Дикарем весь город звал инспектора высшего начального училища И. А. Ивахненко.
Инспектор после утренней молитвы так приветствовал своих учеников:
«- Ослы!.. Ишаки!.. Чурбаны!.. Хулиганы!.. Я вас всех на позиции пошлю мерзавцев и с....!!..».
Один из учеников даже сбежал на фронт, испугавшись гнева инспектора.
Развращающее действие на нравственность детей оказывали многочисленные кабаки, приютившиеся вблизи школ. Горячие прения по этому вопросу в городской думе оканчивались, обычно, в пользу хозяев трактиров. Такую же точку зрения поддерживал и владелец городской «Маленькой Газеты» Б. М. Файвишевич.
Задачи из учебников того времени имели достаточно познавательный характер.
Задача: «Телеграф изобретен 38 лет ранее начала железнодорожных сообщений и 17 лет ранее первого парохода. Первый воздушный шар поднялся в 1782 году, за 26 лет до появления первого парохода. Компас изобретен на 591 год раньше телеграфа. Когда изобретен компас?
Ответ: в 1200 году».

Н. Богданов-Бельский. Устный счет.
В сборнике тем и планов для сочинений, изданных С. П. Весиным в начале XX века среди «классических тем» вроде "Разбор оды Ломоносова", "Общий характер лирических стихотворений Пушкина", "Характер творчества Тургенева" предлагались и сочинения на свободную тему, требующие глубокого осмысления учеником своего места в жизни.

Н. Богданов-Бельский Сочинение.
- Слово как источник счастья.
- Почему жизнь сравнивают с путешествием?
- Родина и чужая сторона.
- О скоротечности жизни.
- Какие предметы составляют богатство России и почему?
- О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
- О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
- О проявлении нравственного начала в истории.
- На чем основывается духовная связь между предками и потомством?
Городские благотворители устраивали для детей праздники.
Например, накануне нового 1911 года в здании Пушкинской читальни была устроена елка для бедных детей.
Свыше 300 человек детей получили истинное наслаждение, которое редко выпадало на их долю. Все дети получили по пакету конфет и, кроме того, мальчики — по отрезу на костюм, а девочки — на платье.
Елка была устроена исключительно заботами Е. С. Ованесовой, А. Е. Мясниковой, А. К. Корытиной и А. К. Киримитчиева, которыми было собрано свыше 200 руб. деньгами и много пожертвований вещами.

«Имена добрых людей надолго сохранятся в памяти детей» писала газета Приазовский Край по поводу этого события.
К сожалению, в наше время благотворительность не является среди бизнесменов правилом хорошего тона, а организациям, призванным заниматься просвещением и воспитанием духовности в молодом человеке приходится заниматься коммерческой деятельностью.
Чтобы школьник узнал, как жили его сверстники во времена Российской империи, он должен заплатить 100 рублей на городском сайте.



ЛИТЕРАТУРА

1. Азово-донской календарь 1889 г.
2. Донская жизнь, 1909, 3 января
2. Донская жизнь 1909, 8 ноября
4. Донская жизнь 1910, 28 марта
5. Донская жизнь 1910, 4 апреля
6. Донская жизнь 1910, 8 сентября
7. Донская жизнь 1910, 11 сентября
8. Донская жизнь 1910, 5-7 октября
9. Донская жизнь 1910, 31 декабря
10. Донская жизнь, 1911, 6 января
11. Донская жизнь, 1911, 15 января
12. Донская жизнь 1911, 5 ноября
13. Донская жизнь 1911, 25 октября
14. Донская жизнь, 1912, 4 апреля
15. Донская жизнь 1913, 27 августа
16. Донская жизнь, 1914, 9 января
17. «Енисейские Губернские Ведомости» 1893, №3
18. Липник В. Н. Школьные реформы в Росси. // Вестник образования  России. 2002, № 23.
19. Маленькая Газета 1911, 5 ноября
20. Памятная книжка Области Войска Донского на 1868 год. Новочеркасск 1868
21. Памятная книжка Области Войска Донского на 1873 год
22. Памятная книжка Области Войска Донского на 1878 год
23. Памятная книжка Области Войска Донского на 1887 год
24. Памятная книжка Области Войска Донского на 1890 год
25. Памятная книжка Области Войска Донского на 1893-1894 год
26. Памятная книжка Области войска Донского. на 1896 год.
27. Памятная книжка Области Войска Донского на 1901 год.
28. Памятная книжка Области Войска Донского на 1906 год
29. Приазовский Край 1891, 30 ноября
30. Приазовский Край 1893, 26 апреля
31. Приазовский Край 1893, 13 августа
32. Приазовский Край 1894, 5 октября
33. Приазовский Край 1895, 25 сентября
34. Приазовский Край 1898, 7 ноября
35. Приазовский Край 1899, 24 января
36. Приазовский Край 1899, 9 ноября
37. Приазовский Край 1900, 12 сентября
38. Приазовский Край 1902, 24 февраля
39. Приазовский Край 1902, 29 марта
40. Приазовский Край 1902, 19 июня
41. Приазовский Край 1903, 14 мая
42. Приазовский Край 1903, 10 июня
43. Приазовский Край 1904, 22 февраля
44. Приазовский Край 1909, ноября
45. Приазовский Край 1909, 29 деабря
46. Приазовский Край 1910, 28 января
47. Приазовский Край 1910, 29 апреля
48. Приазовский Край 1910, 18 декабря
49. Приазовский Край 1911, 20 января
50. Приазовский Край 1911, 1 апреля
51. Приазовский Край 1911, 17 июня
52. Приазовский Край 1911, 11 ноября
53. Приазовский Край 1911, 19 ноября
54. Приазовский Край 1911, 29 ноября
55. Приазовский Край 1911, 9 декабря
56. Приазовский Край 1912, 19 января
57. Приазовский Край 1912, 20 апреля
58. Приазовский Край, 1912, 3 июня
59. Приазовский Край 1912, 7 сентября
60. Приазовский Край 1912, 16 сентября
61. Приазовский Край 1912, 7 июня
62. Приазовский Край 1913, 25 марта
63. Приазовский Край 1913, 12 мая
64. Приазовский Край 1913, 14 мая
65. Приазовский Край 1913, 29 августа
66. Приазовский край 1914, 12 апреля
67. Приазовский Край 1915, 11 ноября
68. Приазовский Край 1916, 25 мая
69. Приазовский Край 1916, 6 июня
70. Приазовский Край 1916, 7 июня
71. Приазовский Край 1916, 8 июля
72. Приазовский Край 1916, 3 сентября
73. Приазовский Край 1916, 13 октября
74. Сборник тем и планов для сочинений / Сост. по прогр. сред. учеб. заведений С. Весин. - 8-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : тип. М. М. Стасюлевича, 1911.
75. Ситько Р. М. История становления и развития образования на юге России. – Ростов-на-Дону, 1997.
76. Филонов А. Очерки Дона. – СПб, 1859

ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС

1. Зайцева А. Дикость и просвещённость в Александровск-Грушевском
https://www.go161.ru/news/2456046/dikost-i-prosvesennost-v-aleksandrovsk
-grusevskom-elektriceskoe-pianino-cernye-zensiny-i-pervaa-gimnazia
2. Зайцева А. "Зарплата учителей была как у мальчика в лавке": какую цену заплатили жители Шахт за всеобщую грамотность
https://www.go161.ru/news/2904050/zarplata-ucitelej-byla-kak-u-malcika-v-
lavke-kakuu-cenu-zaplatili-ziteli-saht-za-vseobsuu-gramotnost
3. История города Шахты
https://www.youtube.com/watch?v=ElwxwxiS984
4. Учительству нашего города 155 лет
http://archiv-shakhty.ru/news/show/291
5. Шестого октября наша страна в очередной раз отметит День учителя.
http://archiv-shakhty.ru/news/show/60





Гимназисты 1912 г.


© Все права защищены. 2022 г.