Цесаревич Николай с родителями Наследник престола Великий князь Николай Александрович



Заштатные города Российской империи
от капитализма до капитализма

г. Александровск - Грушевский

Сайт Бондаренко Павла Ивановича

Главная

Об авторе

Гостевая

ЧАСТЬ I

1. Путешествие в прошлое
2. Открыватели недр Донбасса
3. Старый, новый и Большой Донбасс
4. О земле донских казаков
5. Екатеринославские уезды Донбасса
6. Пришельцы из волчьего логова
7. Антрацитовая горячка на Грушевских рудниках
8. Строительство Грушевско-Аксайской железной дороги
9. Нетипичный город
10. Развитие капитализма в заштатном городе
Углепромышленники Александровск- Грушевского
11. С. Н. Кошкин
12. И. С. Кошкин
13. И. С. Панченко
14. А. В. Марков
15. Н. И. Чурилин
16. Г. И. Шушпанов
17. Е. Т. Парамонов
18. Н. Е. Парамонов. Начало пути
19. Н. Е. Парамонов. От Елпидифора до Байройта
20. Н. Е. Парамонов. Что имеем не храним...
Участие Грушевских углепромышленников во Всероссийских и международных промышленных выставках
21. Санкт-Петербург 1870 г.
22. Москва 1882 г.
23. Нижний Новгород 1896 г.
24. Париж 1867 г.
25. Париж 1889 г.
26. Париж 1900 г.
Горные инженеры и штейгеры Грушевки
27. В. А. Вагнер
28. Н. А. Юганов
29. Б. М. Файвишевич
30. Е. М. Колодуб
31. М. Б. Краснянский
Известные люди, посещавшие Грушевские копи в XIX в.
32. Наследник престола Великий князь Николай Александрович
33. Наследник престола Великий князь Александр Александрович
34. Ученый Д. И. Менделеев
35. Художник Н. А. Касаткин
36. Писатель А. С. Серафимович

ЧАСТЬ II

1. О степени эксплуатации Грушевских горнорабочих
2. Артели горнорабочих как форма организации трудового коллектива
3. Женский и детский труд
4. Оплата труда и благосостояние горнорабочих
5. Охрана труда горнорабочих
6. Быт и досуг Грушевских горнорабочих
7. Рабочее движение
8. Руководство города Александровск-Грушевского на рубеже XIX-XX веков
9. Городская торговля
10. Благоустройство города

11. Благотворительность александровск-грушевцев

12. Общества, товарищества, кооперативы

13. О состоянии народного здравия в Александровск-Грушевском

14. Развитие образования в заштатном городе Александровск-Грушевском

     32. Наследник престола Великий князь Николай Александрович

Николай Александрович был вторым ребёнком (после его сестры Александры) и старшим сыном цесаревича Александра, будущего императора Александра II и его юной супруги Марии Александровны. Он родился в Царском Селе 8 сентября 1843 года и был назван в честь деда — императора Николая I.

Цесаревич Николай с родителями
Рождение первого мальчика в семье цесаревича Александра праздновали не только члены венценосной семьи, но и бедняки двух столиц. В честь появления на свет наследника молодые родители сделали щедрый подарок. Они пожертвовали 20 тысяч рублей, которые пошли для милостыни беднейшим жителям Петербурга и Москвы, а также для выкупа неоплатных должников.
По воспоминаниям великой княжны Ольги Николаевны, Николай I после рождения внука повелел своим младшим сыновьям – Константину, Николаю и Михаилу – преклонить колени перед колыбелью и принести клятву верности будущему наследнику российского престола.
Мальчик рос любимцем, отличался умом, приятной внешностью и характером.  Он стал лучшим другом для своего младшего брата - будущего императора Александра III.
 Граф С. Д. Шереметев отмечал: «Императрица любила его нежнее других и совершенно исключительно занялась им и гордилась его воспитанием. Характеры их были сходны. Николай Александрович гораздо менее походил на государя, чем на мать. С отцом они расходились во многом и друг друга часто не понимали».
В 1855 году скончался дед Николая — император Николай I. На престол взошел его отец, император Александр II.
В 1856-м, после своей коронации, Александр II издал несколько указов об амнистии. Согласно этим указам на свободе оказались петрашевцы, декабристы, участники Польского восстания. Он также провел ряд реформ:
ликвидация военных поселений (1857)
отмена крепостного права (1861)
финансовая реформа (1863)
реформа высшего образования (1863)
земская и судебная реформы (1864)
реформа городского самоуправления 1870)
реформа среднего образования (1871)
военная реформа (1874)
В 1877 году после жесткого подавления турками восстания славян на Балканах, император решился на войну с Османской империей. В результате победы России в войне по Сан-Стефанскому миру получили независимость: Румыния, Сербия, Черногория, Болгария.
За свою жизнь Александр II пережил 6 покушений. Однако 1 марта 1881 года народоволец Игнатий Гриневицкий бросил бомбу прямо к ногам государя. Александр получил многочисленные ранения от которых и умер. Интересен тот факт, что императора убили в день, когда он собирался подписать конституционный проект, направленный на конституционные реформы в России.
Бомбу для теракта изготовил Н. И. Кибальчич (1853-1881). Кустарно изготовленная взрывчатка превосходила по мощности динамит Нобеля. Находясь в тюрьме в ожидании приговора, Кибальчич за три дня подготовил проект реактивного твердотопливного двигателя и летательного аппарата на реактивной тяге для полета человека, опередив идеи Циолковского на 22 года.
Гений и злодейство! Несомненно гений. Несомненно злодейство, ведь заговорщики собирались убить не только императора, но и всю его семью.
После вступления Александра II на престол Николай в 11 лет стал цесаревичем — наследником российского престола.

Наследник престола вел. кн. Николай Александрович
В его образование было вложено немало сил, однако все это обещало оправдать себя: Николай Александрович все схватывал очень быстро и усваивал все науки, которые ему преподавались. Один из его учителей сказал: "Он нас всех превосходит. Если он обладал бы вдобавок нашим опытом и начитанностью, он был бы гением". К тому же, он был весьма красив, обаятелен и воспитан, что подкупало всех, кто с ним общался.
Энциклопедию права цесаревичу преподавал профессор И. Е. Андреевский. В 1863 году его сменил Б. Н. Чичерин, преподававший государственное право.
В 1863 году наследник блестяще сдал все экзамены.
По отзывам Чичерина, Николай Александрович обещал стать самым образованным и либеральным монархом не только в русской истории, но и во всём мире.
Мальчика старались развивать всесторонне и знакомить со страной, руководить которой ему предстояло.
Во второй половине XIX века поездка по России становится обязательной частью образования, воспитания и формирования личности будущего самодержца.
Летом 1863 года цесаревич Николай Александрович в сопровождении своего воспитателя графа С. Г. Строганова предпринял путешествие, которое легло в основу книги «Письма о путешествии государя наследника цесаревича по России от Петербурга до Крыма», составленной правоведом Константином Победоносцевым и публицистом Иваном Бабстом, а также состоявшим в свите наследника полковником О. Б. Рихтером.
Эти записки - первое упоминание о нашем городе в публицистике.

Письма о путешествии государя наследника цесаревича по России от Петербурга до Крыма
С 1858 г. обязанность составления журналов о занятиях цесаревича Николая Александровича лежала на полковнике Рихтере, которого сыновья Александра II звали на русский лад Дмитрием Борисовичем, или сокращенно «Д. Б.»
Рихтер участвовал в Крымской и Кавказской войнах и был награжден золотым оружием с георгиевским темляком. Даже самые скупые на похвалы современники отмечали его честность и благородство. С 1858 г. Рихтер состоял при цесаревиче Николае Александровиче.
Наследник писал великому князю Александру Александровичу, что он и его спутники «набрались стольких впечатлений, видели так много любопытного, что рассказывать подробно и обстоятельно можно только в журнале, подобном журналу Д. Б.»
 Граф С.Г. Строганов, попечитель наследника, организовывая эту поездку, сформулировал задачу следующим образом: «...в относительно небольшой промежуток времени просветить Цесаревича и дать ему возможность с настоящей точки, а не сквозь призму, посмотреть на всё ему встречавшееся на пути и верно судить о положении России и народа в данную минуту».
В ходе этой поездки молодой Наследник (19 лет отроду) "мог очаровать и привязать к себе всех, кто к нему подходил".
Все русские люди следили, конечно, с живейшим интересом за путешествием по России Наследника Русского Престола, летом прошлого 1863 года - писали Победоносцев и Бабст.
Сведения о народной промышленности и о хозяйстве местностей, по которым лежал путь Его Высочества, очерки быта народного и т. п. собраны нами и из собственных наблюдений и, в особенности, из указаний, рассказов и записок, которых было повсюду много; все, от кого можно было ожидать верных сведений, стремились удовлетворить желанию Государя Наследника — ознакомиться с нуждами и с внутреннею жизнью края, по которому совершалось Его путешествие.
В свите цесаревича находился художник А. П. Боголюбов. В продолжение всего пути Боголюбовым было сделано множество рисунков и этюдов. Знакомство художника и наследника цесаревича переросло в тёплую искреннюю дружбу.
  Вернувшись в Петербург, Боголюбов закончил работу над альбомами и в марте 1864 года представил наследнику 250 рисунков и 25 этюдов.
Почти дословные совпадения писем цесаревича и описаний его путешествия, принадлежавших Бабсту и Победоносцеву, свидетельствуют о том, что наследник разделял точку зрения своих спутников. Цесаревич проявлял подчёркнутое внимание ко всему русскому. 
В письме к брату Алексею цесаревич писал:
Теперь аз плыву на некоем паровом ките, именуемом "Поспешный", сиречь "скоро ползающий". Идем мы вниз по матушке по Волге, по широкому раздолью. Воистину, Ваше Высочество, широкое раздолье! Хорошо море, да Волга лучше. А рыб сколько! тьма-тьмущая! Осетров да стерлядей хоть руками бери. Вот сегодня один осетр (сущий кит - 3 пуда, длины 2 аршина будет) приказал кланяться: пустили его, голубчика, в Волгу-реку ... пусть там в подрыбье своем про нас рассказывает: как плыл по Волге князь с боярами и его, осетра, выпущал на волю-вольную, в мать-Волгу-реченьку.
Во время путешествия наследник престола, получивший известие о польском восстании, был впечатлён горячей поддержкой русскими людьми позиции императора. Франция и Англия требовали дать Польше конституцию; дело пахло новой войной с Западом. "Войны искренно не желаю, но если она наступит, то рад был бы первый броситься на этих коршунов", -  признавался отцу цесаревич, уверенный в народной поддержке.
Однако, нас прежде всего интересует здесь тот отрезок пути Цесаревича Николая Александровича, который проходил в пределах области Войска Донского и непосредственно его поездка на Грушевские копи. Это позволит нам представить во всем многообразии жизнь наших земляков той эпохи.
На пристани ожидал Великого Князя Наказной атаман Войска Донского, генерал-адъютант Граббе, в полной атаманской Форме, которая придавала особенную красоту его почтенной физиономии . Возле него были: дежурный штаб - офицер Боков, адъютант атамана Марков и чиновник особых поручений войсковой старшина Барабанщиков.
С особым чувством уважения смотрели гости на почтенного Наказного Атамана и слушали речи его, в которых нельзя было не распознать сразу и образованного ума, и душевной теплоты, и того горячего одушевления ко всему доброму и благородному, которое так возвышает старость, и придает ей такую привлекательность в глазах молодого поколения.
Нельзя было не уважать в Атамане геройское имя, знаменитое в истории военных подвигов. Он рассказывал Цесаревичу о делах славной эпохи, которых был участником и свидетелем, о знаменитых лицах, к которым был близок; говорил о своих детях, которых любит со всем жаром родительской нежности и которыми имеет полное право гордиться.

Наказной атаман П. Х. Граббе
П. Х. Граббе вошел в историю Области Войска Донского как наиболее лояльный и авторитетный руководитель с безупречной личной характеристикой и доброй памятью о нем, что представляет собой своего рода социально-политический феномен данного региона. В честь войскового атамана П.Х. Граббе была названа одна из станиц в Ростовской области. Станица Граббевская была образована в конце XIX в. в Сальском округе, позднее была преобразована в х. Граббевский .
Население хутора в начале 2000-х годов составляло менее 100 человек.
Во время визита на Дон наследника цесаревича Николая Александровича в 1863 г. зашел спор о том, каким родится человек, добрым или злым . Наследник высказал свое мнение, что человек родится добрым, и разные неблагоприятные обстоятельства жизни вынуждают его на злые дела. Атаман Граббе вскочил со своего места и громко произнес: «И останьтесь, ваше высочество, с таким убеждением на всю жизнь. Вы будете благодетелем своего народа».
Не прошло и недели после этой встречи, как всех поразило известие о геройской кончине любимого сына атамана в боях под Сендзиёвицем.
Сын его штабс-капитан А. П. Граббе с эскадроном казаков попал в ловушку к польским мятежникам.
Кроме пулевого ранения, лишившийся кисти правой руки и получивший несколько рубленых ран тела, он умер в лазарете в Сендзиёвицах. Всего же, по воспоминаниям участника боя А. Н. Витнера (1839—1916), потери регулярных войск составили 27 убитых на поле боя, 15 пленных (из них 12 ранеными, из которых 3, включая А. П. Граббе, позже умерли от ран). Потери мятежников он оценил в 97 убитых и «множество раненых».
По пути в станицу Нижнечирскую на пароходе Казак высокие гости сразу почувствовали мелкие воды тихого Дона в меженную пору, когда суда, очень мелко сидящие в воде, едва могут пробираться с затруднениями; колеса их парохода беспрерывно чертили по дну.

Тихий Дон в меженную пору
Странно было подумать, что на такой низкой воде могут проходить и плавать пароходы - пишет Победоносцев - случалось, что люди, помогавшие стаскивать судно с мели, стояли в воде по колено, и вообще на местах перекатов можно было переходить Дон от одного берега до другого. Не раз любовались мы оживленною картиной, которая рисовалась в это время на воде: с берега собиралась к пароходу пешком и верхом большая толпа казаков, сотни рук хватались за судно, и с дружными криками стаскивали его с мели, потом раздавалось громкое ура и по воде через всю реку растягивалась линия казаков, с песнями возвращавшихся в свою станицу с работы.
С любопытством приглядывались мы — продолжает Победоносцев - к новому типу русского человека, замечательному особою выразительностью физиономии, особым оттенком той же мысли, которая сказывается во взгляде и чертах русского облика. Здешнее население умножалось в течение двух столетий наплывом пришлых людей, прибирало их к себе, и пришелец, какого бы ни был роду и племени, незаметно принимал характер целой земли и общий тип коренного ее населения.
Любопытно, что на Дону, кроме Черкесовых, Поляковых, Турчаниновых и т. п., встречаются часто немецкие Фамилии коренных жителей; есть например казаки Миллеры; слышишь Фамилию или прозвище с чисто русским окончанием, а вам сказывают, что окончание прибавлено к немецкому имени, и нет памяти о том, когда именно это имя обрусело и немец превратился в казака. В состав казацкого типа вошли черты калмыцкие, татарские, греческие, турецкие. Польских выходцев на Дону селилось множество еще в конце 18 столетия, и лишь в 1785 году, решительно запрещено было принимать их; однако же и после того вольные люди, приходившие на Дон, принимались беспрепятственно, женились на казачьих дочерях и записывались в казаки.
В 1810 году сенат решительно запретил таковой прием, а в 1811 году особым именным указом решительно повелено Платову не записывать в казачьи полки людей, не принадлежащих к Донскому войску и принятых уже выключить из списков. С тех пор запрещение уже не повторялось и прием прекратился.
Каждая станица, в которой останавливался Цесаревич, открывала ему особые оттенки характера, оставляла в памяти отдельное впечатление.
Цымлянская станица имела вид большого, населенного и торгового города, и сама ярмарка казалась местом оживленного торга, хотя в сущности обороты ее незначительны, и торговля на ней производится всего более лесным товаром, для местных потребностей, привозимым из Дубовки, и красным товаром. От пристани надо было еще с версту проехать до самой станицы, расположенной у подошвы крутых холмов, которыми в этом месте опоясан берег. .
Дома в станице стоят прислонившись к крутому подъему горы, на которой расположены, позади каждого дома, сады и виноградники обывателей.

Казаки Цымлянской станицы 19 в.
В Цымлянской станице вино выделывается большею частью красное; когда оно молодо, оно сильно пенится, имеет мало крепости и много сладости, что придает чистому вину необыкновенно приятный вкус. У Копылкова Цесаревич со свитою пробовали вина всяких сортов и возрастов, начиная от самого молодого до старого 40-летнего, которое доводится до высокого достоинства и отличается тонким ароматом и крепостью, напоминая лучшие сорта венгерских и токайских вин. Высокие гости хорошо разбирались в лучших сортах и по достоинству оценили донское вино.
Великий князь посетил станицы Романовскую, Константиновскую, Раздорскую.
На Дону высокие гости поражены были совершенным безлесьем — повсюду видели они степь, за исключением станиц и хуторов, около которых группируются посаженные деревья, иногда густыми раскидистыми кучками.
В положении о войске Донском 1835 года видна немалая забота об охранении старых лесов по Дону и о разведении новых. Есть даже правило, (102 —104 ст., Уст. о благоустр. в казач. сел.), что станичные общества должны непременно разводить вновь рощи, особенно из вербы и тополя. Каждая станица назначает для того особые места. Всякий наличный урядник, казак и малолеток получающий лесовые паи, обязан ежегодно осенью посадить на указанном месте 25 кольев, и с декабря станичные пристава должны лично свидетельствовать, исполнена ли эта повинность, а за неисполнение назначены строгие взыскания и штрафы. Когда бы это правило соблюдалось с 1835 года, конечно весь край был бы покрыт лесными рассадами, но оно осталось, по-видимому, при всей своей строгости, одною мертвою буквой.
За Раздорскою станицей, следующая пристань была в станице Мелиховской, где в первый раз увидели высокие гости на берегу большие склады антрацита. Отсюда пароход направился в станицу Старочеркасскую.
Здесь прямо с пристани Великий Князь проехал в собор; по высокой каменной лестнице он поднялся к храму, окруженному со всех сторон широким каменным проходом, и народная толпа не пропустила, а внесла его с собою в двери. Храм этот — один из самых величественных : в начале XVII столетия, то есть в эпоху своей постройки, он считался в ряду знаменитейших русских соборных церквей, и по архитектуре и по богатству украшений. Не мало величия придает ему высокий пятиярусный иконостас, сверху до низу покрытый серебряными и позолоченными окладами: трое царских врат в нем сделаны из чистого серебра с позолотой. Начало собора связано с знаменитою историей Азовского похода и сидения Азовского.
После молебна почтенный священник соборный, о. Левитский, любитель и знаток исторических древностей здешнего края, показывал и объяснял Его Высочеству достопримечательности храма; богатые принадлежности ризницы, и старые иконы XVI и XVII столетия.
На паперти, у самых дверей церковных, с обеих сторон висит железная двухпудовая цепь и массивные наручники. Этой цепью прикован был к церковным дверям Стенька Разин, когда его привезли после поимки в Черкаске.
От собора Великий Князь поехал вниз по улице к Донскому девичьему монастырю, образовавшемуся в 1836 году из домовой церкви Ефремовых. Около монастыря видны остатки массивного каменного моста, на котором происходили в 1708 году кровавые сцены бунта Булавинского.
Вообще на Дону а в Черкаске особенно, много встречали мы красивых, здоровых детей - вспоминал Победоносцев - и часто ими любовались: мы замечали что дети здесь развязнее чем где-либо, и не дичатся посторонних людей, которых видят в первый раз; они с первого раза подходили к нам и не смущаясь, называли каждого из нас «дяденькой».
В жаркое время целый день на Дону в станицах ставни повсюду закрытые от солнца, и хозяева обыкновенно перебираются на житье в нижний этаж, для прохлады. Его Высочеству попадалось немало простых домов, победнее построенных, просто на сваях. В Старочеркаске жители принуждены всеми мерами защищаться от воды, которая ежегодно заливает большую часть станицы и долгое время покрывает улицы, глубокая вода стоит здесь с конца апреля в течение мая и июня. В это время Черкаск принимает вид Венеции и сообщение бывает только водяное; от того здесь все от мала до велика привыкли ездить по воде и плавать; у кого нет лодки, тот по нужде плывет, ухватившись за доску от дома до дома. Здесь не редкость в полую воду видеть как мать, привязав ребенка к доске, переправляется с ним вплавь, держась за доску. Много раз терпел Черкаск от большой воды, которая в иные года разоряла большую часть станицы и размывала крепкие каменные двухэтажные дома.

Окраины Старочеркаска на рубеже веков
У самой воды выстроились длинным рядом монахини против своего монастыря, и все вместе низко кланялись, когда поравнялся с ними пароход; иные махали платками, другие крестили дорогу Великому Князю.
Аксай уже близко, и является новая картина еще живописнее прежней. Ясно видна станица, отлогим амФитеатром расположенная по склону горы, — обширная, точно большой город, со всеми своими домами и улицами, с двумя каменными церквями. От нее идут вправо Аксайские горы, и тянется вплоть до Новочеркаасска непрерывная цепь садов, домиков и дач— там и сям над купами деревьев высоко стоят стройные пирамидальные тополя.

Площадь в станице Аксайской. Середина XIX в.
По вершинам тянется дым черною струей: это поезд железной дороги, только что оконченной между Аксайскою станицей, Новочеркасском и Грушевскими копями, вносит свой колорит в донской пейзаж.
Дома в ней выстроены большею частью из белого песчаного камня, которым изобилует здешняя местность, и улицы вымощены тем же камнем, но езда по ним затруднительна, потому что редко выдается плоское место, но почти всюду приходится или спускаться или подниматься по довольно крутому подъему.
От станицы Аксайской до Новочеркасска высокие гости добирались по железной дороге. Заказанные в Бельгии вагоны еще не поступили на железную дорогу, так что для проезда Его Высочества устроен был вагон из платформы, покрытой и драпированной сукном синего казачьего цвета.
Поезд тронулся в сопровождении начальника и строителя железной дороги, полковника Панаева.
В Новочеркасске Великому князю вручили знак атаманского достоинства, золотой пернач, который по обряду принимает Наследник русcкого престола, когда вступает, по указу Императора, в звание Атамана всех казачьих войск. Принимая знак Атаманского достоинства Великий князь произнес: «По воле Государя Императора Я принимаю знаки Атамана Войска Донского. День этот останется навсегда памятен в Моей жизни. Да послужит это знаком взаимного доверия между доблестным Войском и вашим Атаманом». Громкое ура, колокольный звон и пушечные выстрелы были ответом новому Атаману.
В этот же день появился собственноручно написанный Государем Наследником приказ по Войску Донскому: «Повелением Великого Государя и Августейшего Родителя Моего Я принимаю сегодня в Войсковом Круге знаки Атамана Войска Донского, Десять дней, проведенные Мною среди доблестного Войска сблизили Меня со многими из достойных сынов его и с героем Наказным Атаманом вашим. Находясь среди вас, узнав вас ближе, Я понял всю важность звания Атамана вашего. Верьте, храбрые Донцы, что вы близки моему сердцу, что Я горжусь Вами и молю Всевышнего, да сохранит он Вас на будущие времена тем, чем Вы всегда были для славы любезного нам отечества. «Атаман НИКОЛАЙ».
К числу невыгод Новочеркасска, связанных с его положением, - пишет Победоносцев - принадлежит и крайняя дороговизна в нем всех жизненных потребностей, сравнительно с соседними местностями, особенно с Ростовом, который всего в 30 верстах отсюда. За что в Ростове платят 1 руб., за то в Новочеркасске приходится платить полтора, два, а пожалуй и три рубля.
Промышленное и торговое движение здесь, по местным условиям, незначительно; рабочих людей и ремесленников между казаками мало; казаки почти пе занимаются полевыми и ремесленными работами; для потребностей сельского хозяйства приходится рассчитывать на рабочих, приходящих из других мест, и все плотники, каменщики, маляры и пр., приходят сюда из Ярославской, Костромской и Владимирской губерний. На всякого рабочего человека казаки смотрят как на батрака; ремесло и промышленность до сих пор не в чести у них.
На обеде торговых казаков тосты провозглашал старший доверенный торгового общества Устинов, а в конце обеда торговый казак Сербинов, обратясь к Его Высочеству, просил позволения обществу заявить свои чувства по случаю посещения Великого Князя пожертвованием 5 тысяч рублей в пользу раненых.
На Дону, как и в других местах — продолжает Победоносцев, не могли не возникнуть в последнее время вопросы о реФормахъ и об улучшениях; эти вопросы поднялись у нас в последнее время повсюду, и повсюду оказалось, что желание улучшений разгорелось всем пылом прежде, чем прояснилось сознание и мысль успела разобраться в своих материалах.
В мыслях и во мнениях произошла великая путаница; голоса разделились по партиям, а партии, когда не имеют ни исторического ни сознательного основания, не хотят обыкновенно слушать и не в состоянии понять друг друга и разобраться в мнениях.
Так, например, исключительность поземельного владения на Дону, строгая замкнутость населения, запрещение приписки посторонних представлялись каким то залогом гражданской свободы.
Есть не мало практических вопросов, ожидающих разъяснения и разрешения. Самый важный из них — вопрос о поземельном владении на Дону. Огромное поземельное пространство, составляющее Землю Войска Донского (14.500.000 десятин), до сих пор почти исключительно считается войсковым фондом.
Естественно, что по мере того, как усиливается в крае промышленное движение и увеличивается значение и ценность личного труда, рано или поздно должно возникнуть стремление к расширению общих прав на приобретение земель в личную собственность, — к чему нынешнее учреждение Земли Войска Донского поставляет препятствия и запрещения. Вопрос о поземельном владении на Дону мог бы быть разрешен просто и удобно, если бы не был связан с вопросом о запрещении иногородним приобретать имения на Дону.
(Следовательно, разрабатывать рудники на Дону могли лишь люди казацкого сословия.)
До сих пор все эти вопросы не были еще обсуждены в общей связи между собой и с коренною потребностью государства.
Сказанное выше показывает, что власть понимала всю сложность вопроса и стремилась разрешить его ради развития горнопромышленности на Дону.
11-го августа 1863 г. утром, после обедни отправился Наследник престола по железной дороге на Грушевские копи.

Александровск-Грушевский XIX в. Вид шахты. Рисунок художника Н. И. Касаткина
День был светлый и невыносимо жаркий. Огромные толпы народа провожали Великого Князя. Народные крики, шапки вверх, букеты цветов, институтки на горе, махающие платками отходящему паровозу, и, наконец, казаки, скачущие по обеим сторонам дороги, пытающиеся опередить пыхтящий паровоз, — все это представляло картину в высшей степени пеструю и разнообразную, но все это длилось несколько минут. Вот еще изредка промчится вперед удалец на доброй лошади, вот опередит другой, но пар берет свое, и паровоз уже в пустынной и выжженной солнцем степи, по которым изредка попадаются чумацкие возы, нагруженные антрацитом.
По пути на Грушевку и на Грушевских копях высокие гости получали информацию из первых рук, что представляет для нас исключительное значение.
Селение Грушевка находится верстах в 30 от Новочеркасска, при ничтожной степной речке Грушевке. Поселение это было вызвано антрацитными копями. Первым основанием ему послужили временные жилища углепромышленников, большею частью вырытые в земле; стены этих ям обкладывались диким серым камнем (он здесь в изобилии), а земляные кровли приходились в уровень с поверхностью земли.

Примерный вид землянки шахтера
Но по мере расширения разработки и сбыта угля начали воздвигаться более прочные жилища и даже здания довольно красивые. Теперь каменные и деревянные строения тянутся на несколько верст прямой линией. В середине линии находится довольно обширная площадь, застроенная со всех сторон лавками и красивыми домиками. Здесь есть и церковь во имя святых апостолов Петра и Павла.

Примерный вид церкви святых апостолов Петра и Павла в Александровск-Грушевске. Середина 19 в.
От каждого отводимого участка вносится по 50 р., с тем, чтобы на этот капитал устроить больницу для заболевающих рабочих. Мы подъехали сначала к павильону, сложенному из огромных глыб антрацита, где Великому Князю были показаны образцы почв и каменноугольных Формаций, и орудия, употребляемые при разработке. Здесь же расставлены были разного рода вещи, выточенные из антрацита, что очень удобно, потому что минерал этот чрезвычайно плотен, блестящ, принимает политуру и не разрушается на воздухе. Здесь нас ожидали самые разнохарактерные экипажи, на которых мы и отправились на шахты. Естественно, что при таком мимолетном посещении Грушевки, вы не можете ожидать от нас точного и подробного отчета о копях и вообще о состоянии этой важной и много обещающей впереди отрасли промышленности Войска Донского. Мы смотрели да слушали, слушали да смотрели и можем быть только верными передатчиками минутных наших впечатлений, да тех разнородных и, к сожалению, беспрерывно друг другу противоречащих рассказов и мнений, которые нам пришлось слышать на шахтах, во время переезда по железной дороге, и наконец в течении всего того времени, пока мы находились на Дону. Что драгоценного топлива много, что копи на сотни и тысячи лет могли бы обеспечить им и Волгу, и пароходство по Волге, по Азовскому, Черному и Каспийскому морям, и все потребности края, на тысячи верст в окружности, в этом не может быт сомнения, точно также как не может быть сомнения и в том, что весь этот край нуждается в топливе. Но если мы зададим себе вопрос, есть ли этому богатству верный сбыт и удовлетворяются ли нужды края в топливе, то мы придем к результатам весьма неутешительным. Несмотря на всю потребность в топливе, антрациту расходуется и сбывается не более 3-х или 4-х миллионов пудов в год, а заготовлено на руднике в настоящее время около 5 миллионов пудов не находящих сбыта, и запрос очень слаб. Ясно, что эта промышленность находится еще в самом младенческом состоянии, что условия ее не достаточно еще выяснились, что неуверенность в сбыте задерживает ее развитие, а неуверенность в получении материала ограничивает запрос, который обращается к другим источникам, могущим во всякое время и в каких угодно размерах ему удовлетворить. Здесь не видно еще ничего прочного и установившегося, а это с своей стороны причиняет непостоянство цен и препятствует введению усовершенствованных способов разработки, без чего — в этом, кроме разве самых отъявленных староверов на Дону, все согласны, —- немыслимы никакие успехи в этом деле. Еще недавно цена за пуд антрацита на копях была 6 копеек, а в конце 1860 года и в начале прошедшего года она дошла до 15 коп. Такая высокая цена и, вместе с тем, такое непостоянство цен естественно отбивают всякого покупателя, имеющего возможность изыскивать другие средства для получения топлива, как например Русское Общество Пароходства и Торговли, которое могло бы быть одним из главнейших потребителей грушевского антрацита, но которое почти исключительно потребляет теперь английский уголь.

Рудник РОПиТ в Александровск-Грушевском.
Грушевский рудник находится в настоящее время в следующем положении: На старых отводах считается около 100 шахт, которые все залиты водой. На новых отводах заложено 141 шахта, из которых залито водой 50. Следовательно из 241 шахты всего только 91 не залиты. Нет никакого сомнения, что при настоящей, можно сказать, хищнической системе разработки будут непременно залиты водой и эти шахты, потому что приток воды пропорционален числу шахт. Естественно, что тут не может быть уверенности в прочности рудника, а вместе с тем не может установиться правильное отношение между запросом на товар и предложением. Страх быть залитым, не сегодня так завтра, побуждает к хищнической неправильной выработке около самой шахты, и неминуемым последствием этого может быть опущение крыши и преграждение доступа к невыработанному углю.
Водоотливы на шахтах в России применялись еще в XVIII веке.

Схема водоотливной машины.
Мы были на двух шахтах, на лучших еще, как нам говорили, и кроме того Великий Князь посетил еще недавно заложенную, по всем правилам горнозаводской техники, шахту на участке, отведенном Русскому Обществу пароходства и торговли. Последняя заложена еще недавно, с большими издержками, и можно, как кажется, надеяться, что настоящая попытка будет удачнее первой, когда Русское Общество положило на шахту по речке Кадамовке около 200.000 р.; не получив никаких результатов.. Этой неудачей, во всяком случае непростительной, колет постоянно глаза старая рутина. Вот и ученье, а толку мало. Вообще нельзя сказать, чтобы казаки отличались особенным уважением к горным инженерам и к их указаниям. Бывали такие случаи, что казаки просили отвести им участки на местах самых неблагонадежных. Когда инженеры поставляли им на вид эту ошибку, то получали в ответ, что найти уголь уже их дело, а они сами знают что делать, и нередко такая самоуверенность кончалась разорением углепромышленников. Не удалось нам спуститься в шахты, но рассказы о них, слышанные нами от верных людей, весьма грустны. Не говоря уже о воде, в которой приходится нередко работать промышленникам, воздух там никогда не прочищается, и работы ведутся совершенно неправильно, ходов удобных нет, ходят либо нагнувшись, либо ползком. Нередко приходится употреблять порох, чтобы раздроблять твердые породы, а иногда даже рвать и самый антрацит. И вот, вставив трубки с порохом, рабочий спускается вниз с Фитилем, и поджигая порох, дает знать, чтобы его вытаскивали поскорее. С усиленною быстротой начинает действовать конный ворот, рабочий поднимается быстро наверх, а под ним порох делает свое дело; бывали случаи, что летящие вверх куски камней достигали рабочих и ушибали их.

Взрывные работы в шахте, рисунок из французского журнала La Nature, 1873.
Работы производятся обыкновенно так, что в верхнем угольном пласте делается внизу вруб и уголь отбивается, в нижнем же пласте вруб делается вверху и уголь поднимается забиваемыми клиньями; так отделяются куски иногда слишком в аршин длиной. Спуск и подъем команды, подъем воды и угля производится на бадьях, приводимых в движение конными воротами. Освещаются копи свечами и простыми сальными лампами. Мы уже упоминали выше, о бедствиях, причиняемых водой, заливающей рудники. В числе мер, долженствующих поднять антрацитовую промышленность па Дону и поставить ее на твердые основания — указывают и на необходимость общего водоотлива, который единственно только и может спасти рудник. Без него большая часть площади рудника недоступна к разработке. С устройством же его добыча может быть обильнее, и, главное дело, она будет постоянная, а не случайная. Но тут является вопрос: кто же устроит водоотлив? Известно, что здесь господствует система отвода мелких участков для разработки антрацита, а при такой системе естественно не может быть никакого единства в разработке. «Очистная выработка одного и того же угольного поля (таково мнение одного из горных офицеров), производимая различными лицами, в различных местах, при различных средствах, в разное время, никогда не может быть ведена с таким успехом и выгодой, как при одном целостном предприятии. В каждом отводе есть своя шахта, между тем как при общей разработке достаточно было бы иметь на десять отводов лишь несколько шахт. Отлив рудников, проветривание их и все вообще хозяйство могло бы быть гораздо систематичнее.»
Но можно ли надеяться, что сознание в необходимости ввести такой порядок проникнет всех мелких шахтохозяев, что они составят компанию, которая бы обязалась работать правильно, соорудила бы водоотлив, ввела бы порядок в свои дела? Захотят ли все шахтохозяева подчиниться общему надзору, согласятся ли они вверить и свои дела и свои капиталы одному выборному лицу? Припомним, что вместе с тем, нужно будет ввести и правильное счетоводство, и правильную отчетность. Все это вопросы трудные, над которыми много нужно думать, но которые так важны, что отлагать решение их в долгий ящик опасно. Поэтому многие того мнения, что в вопросе о грушевском руднике необходимы энергичные меры со стороны правительства. Оно одно может спасти рудник устройством общего, прочного и постоянного водоотлива. Вопрос об антраците отнюдь не местный только донской вопрос. Это дело государственное, как и расчистка Дона и его гирл. Наконец, если так необходимы энергичные реФормы в самой выработке, то не менее необходимы заботы об обеспечении доставки антрацита. Если доставка будет постоянная и правильная, тогда может быть постоянная и правильная добыча, и не будет недостатка в привычных рабочих, которые будут знать, что наверно всегда найдут себе работу. На Дону нет особого класса людей, для которых перевозка груза составляла бы исключительную промышленность. К извозу обращаются только в свободное от других занятий время. С окончанием весенних посевов, к концу апреля и еще более в начале мая, местные жители обращают свой рабочий скот на перевозку запасов хлеба в азовские порты и антрацита к пристаням. Являются в то же самое время воловьи фуры из ближайших к Дону местностей, из губерний: Екатеринославской, Харьковской и Воронежской и остаются на Дону весь май и даже до половины июня. Во второй половине июня фур уже нет.

Конная фура для перевозки антрацита, руды и проч.
Зимою перевозка тяжестей невозможна, потому что в этих краях зимой господствует почти повсеместное бездорожье. В годы, благоприятные для хлебопашества, когда все занято перевозкой хлеба, доставка антрацита бывает затруднительна; но и в годы, самые обильные Фурами, не было примера, чтобы вывозили всю пропорцию выработанного антрацита, а оттого и разработка последнего меняется в количестве, смотря по тому, есть ли виды на провоз или нет. И вот рабочие, приходящие, на Дон из северных губерний, или вовсе не находят себе работы, или же находят ее, но с неудовлетворительным для себя вознаграждением. Тогда артели рабочих расходятся и распространяют слухи между другими, что работы на рудниках нет. Затем приходит время, когда условия благоприятствуют вывозу антрацита, углепромышленники стараются усилить добывание его, а рабочих нет, и вот промышленность в застое, и везде слышатся жалобы на недостаток рабочих, плата которым естественно возвышается, падая, конечно, всей тяжестью на стоимость антрацита. Вот условия, среди которых находится, в настоящее время, добыча антрацита, и пока они будут существовать, естественно не может быть и речи о развитии промысла. Они же были главною причиной, вызвавшею постройку железной дороги от Грушевских копей до Аксая. В 1860 году, бывший Наказной Атаман сделал представление об устройстве железной дороги от копей к Мелеховской пристани на Дону, как самой ближайшей к копям. Правительство утвердило представление Наказного Атамана и сделало все нужные по этому предмету распоряжения. По произведенным подробным изысканиям направление дороги на Мелеховскую станицу оказалось менее выгодным другого направления, мимо Новочеркасска на Аксайскую станицу. Последнее направление, правда, длиннее линии на Мелеховскую станицу, но зато издержки на дорогу оказались на миллион рублей меньше. Кроме дешевизны, были и другие еще причины, заставившие строителей выбрать линию на Новочеркасск и Аксай. Полагают, что такое направление привлечет на дорогу много других грузов, кроме угля, что тут будет значительное передвижение пассажиров, а все это взятое вместе, может дать лишнего сбора до 542 120.000 руб. Не беремся решать эти трудные и сложные вопросы. Нельзя, однако же, было не заметить, что на Дону проведение этой дороги имеет гораздо более врагов, нежели поборников, и общее мнение таково, что она преждевременна, и что трудно ожидать большого на ней движения грузов. Мало того, нам удалось слышать и такое мнение, что Русское Общество Пароходства и Торговли, заложившее свою шахту и рассчитывающее на добычу около 3-х миллионов пудов антрацита, имеет в виду свозить его на Фурах прямо в Ростов, а никак не по железной дороге. Вопрос о железной дороге возбудил весьма живую полемику в Донских Ведомостях. Строго говоря, победа в этой полемике осталась за строителями; выбор линии бесспорно удачнее первой предполагавшейся линии; жалобы на то, что дорога лишила жителей воды, отрезав их от Аксая, лишены совершенно основания; даже самый тон статей действует не в пользу их составителей, обнаруживающих часто полное отсутствие литературных приличий. В них резко выразилось участие с одной стороны партии, противодействующей всем реФормам и нововведениям, в необходимости которых убеждены все лучшие люди на Дону, а с другой той жалкой и, к сожалению, пустившей и на Дону корни, породы дешевых либералов, кричащих о самоуправлении, о каком-то Федеративном начале, всякого иногородца называющих силою и т. д., и думающих, что тогда только и будет благо на Дону, когда последний иногородний оставит Дон. Но это вопрос, о котором много пришлось бы говорить. На устройство железной дороги ассигновано 2.880.000 руб. Средняя стоимость версты должна обойтись в 43.000 руб. — дешевизна поразительная, которую не мешало бы иметь в виду всем будущим строителям, доказывающая ясно, что не всегда же казенные постройки обходятся дорого, и что грешно строить по 100,000 слишком за версту или соглашаться на условия, требующие такой суммы, как это было с предложением Англичан касательно Севастопольской дороги. Еще страннее утверждать, это дешевле нельзя строить в России, когда примеры противного перед глазами. Не грешно ли вводить страну в лишние расходы когда и без того времена трудны. В стоимость версты Грушевской дороги входят и устройство обширной пристани в Аксайской станице с снарядами для нагрузки и выгрузки и со складочным местом для угля, и устройство обширных земляных платФорм, поддерживаемых каменными стенками для удобной нагрузки на Грушевских копях угля с фур на вагоны, и устройство обширной механической мастерской в Новочеркасске, не для одних только потребностей дороги, но для нужд целого края. Дешевизна дороги особенно поражает еще тем, что постройка ее вовсе не находилась в выгодных условиях. Ей приходится идти 2.8 верст по разливу Дона, который доходит до 30 верст ширины, вследствие чего, для упрочения откосов насыпи, нужно было им дать большую пологость и одеть камнем. Устройство станции в Новочеркасске потребовало огромных земляных работ и глубоких Фундаментов; отсутствие всякого рода рабочих и мастеровых в крае, скудость перевозочных средств, дорогая цена леса, неурожайные годы, возвысившие цену на жизненные припасы—все это имело влияние на возвышение стоимости работ, но средняя стоимость версты никак не превзойдет 43 или 44.000 р. Много помогло тут и то обстоятельство, что правительство первый раз, в виде опыта, предоставило и строителю и комитету, учрежденному для железной дороги, известную долю самостоятельности в распоряжениях, освободило от бесполезных и тяжелых Формальностей, существующих у нас везде при производстве казенных работ, и разрешило вести дело и отчетность на том основании, как это делается в коммерческих предприятиях. Конечно, все здесь зависит главным образом от личности строителей. Много приходилось нам говорить с ними, и трудно найти людей более преданных делу и более патриотически смотрящих на великий вопрос сооружения путей в России. Беседы эти останутся в памяти нашей надолго. Но можно ли надеяться, что Грушевская дорога вознаградит издержки и даст доход, может ли рассчитывать она на большие и значительные грузы? Если вглядеться ближе в условия передвижения грузов в здешней местности, то конечно трудно себе представить, чтобы по этой дороге, кроме антрацита, шло много других грузов. Может ли перевозка одного антрацита обеспечить доходность дороги? Наконец, может ли перевоз одного какого-нибудь продукта без обратного приема грузов обеспечить дорогу? Все это вопросы, которые решатся в будущем, и которые невольно теснятся в голове, при виде прекрасной дороги, делающей честь нашим инженерам. Мы со своей стороны сильно опасаемся, чтоб эта дорога не представляла собой в начале того же печального явления, как и дорога Волжско-донская, которой бесспорно предстоит будущность, но которая покуда представляет печальную картину запустения. Судьбы обеих дорог зависят главным образом от развития антрацитовой промышленности, судоходства по Дону, по Азовскому и Черному морю, зависят от новых линий железных дорог, которые должны протянуться к Черному морю. Много, одним словом, разнообразных условий, могущих иметь влияние на Грушевскую дорогу, которой вдобавок суждено вызвать к жизни движение, а не удовлетворять насущным потребностям движения.
Не должно также забывать, что есть места, которые теперь уже грозят соперничеством Грушевскому антрациту, что при постройке нашей южной дороги опасным ему конкурентом может явиться уголь луганский, па Волге же уголь камский, что все зависит от цены, и что на сильное понижение цен виды здесь пока еще очень ненадежны. Дай Бог, чтобы все устроилось к лучшему, но теперь еще нельзя питать сангвинических надежд на успех дороги.
После осмотра шахт следовал завтрак в павильоне, за которым Государь Наследник Цесаревич провозгласил тост за преуспеяние правильной разработки антрацита, и во 2-м часу мы пустились в обратный путь в Аксай. Паровозы на Грушевской железной дороге устроены сильные. Они имеют ту особенность, что весь паровой механизм расположен снаружи, по новой системе, представляющей, по отзыву инженеров, важные преимущества перед общепринятою системой СтеФенсона. Товарные вагоны устроены также прекрасно и приспособлены для перевозки как мелкого, так и крупного угля. На этих же вагонах можно перевозить длинный лес и всякого рода грузы. Вагоны пассажирские еще не готовы и для Цесаревича устроена была весьма удобно и уютно платформа.
Александра II, писал сыну: «Надеюсь, что путешествие твое послужит тебе в пользу для будущей службы твоей России»
В апреле 1864 года решено было отправить цесаревича Николая в новое путешествие, на сей раз — за пределы России. 
Заграничная поездка стала последним путешествием в жизни цесаревича Николая Александровича: ему даже не суждено было вернуться на родину живым. Четырьмя годами ранее, во время скачки в Царском Селе, великий князь Николай Александрович упал с лошади и сильно ударился спиной. Поначалу травма никак серьезно себя не проявляла, но в начале октября 1864 года в Венеции, куда наследник прибыл, проехав через Германию и Швейцарию, началось обострение. Поначалу оно проявлялось в сильной слабости и периодических болях в спине, но уже в ноябре во Флоренции жесточайший приступ уложил цесаревича в постель. Увы, вовремя распознать заболевание — туберкулезный менингит — врачи не смогли: поначалу наследника лечили от простуды, потом — от радикулита, и лишь незадолго до смерти удалось поставить верный диагноз, который уже ничего не мог изменить.
Цесаревич Николай Александрович умер поздним вечером 12 апреля 1865 года на руках у своих родных.

12 апреля после четырехчасовой агонии наследник престола Николай Алксандрович умер.
Незадолго до этого в Ниццу, где он провел последние четыре месяца своей жизни, приехали оба брата — Александр и Владимир, император Александр II  и императрица Мария Александровна. У смертного одра своего нареченного сидела и принцесса Дагмара, которая вместе с матерью прибыла сюда одновременно с царской четой.

Николай Александрович с невестой - принцессой Дагмар.
Здесь незадолго до смерти Николай Александрович, который раньше признавался матери, что не может решить, кого он «больше любит — Сашу или Дагмару», попросил из взяться за руки и поклясться, что после его кончины они станут мужем и женой.
Так и случилось. После смерти жениха Мария София Фредерика очень сблизилась с его братом Александром, который стал первым претендентом на престол.
Александр был покорен хрупкой красавицей. В июне 1866 года в Копенгагене он обвенчался с ней, а 28 октября 1866 года женился в Большой церкви Зимнего дворца.
После принятия православия принцесса Дагмар стала именоваться великой княгиней Марией Фёдоровной, а в 1881 году после восшествия ее супруга на престол – русской императрицей.

Мария Федоровна стала матерью последнего русского императора Николая II
В Ницце всегда чтили память цесаревича. Спустя три года после его кончины на вилле Бермон появилась мемориальная часовня, а прилегающая улица вскоре была переименована в бульвар Царевича (boulevard Tzaréwitch).
В 2012 году в Ницце был установлен бюст цесаревича Николая Александровича, сына российского императора Александра II. Он установлен рядом с собором святителя Николая Чудотворца.
«Этот бюст будет напоминать о неразрывной связи России и Ниццы, о тесной российско-французской дружбе», — отметил первый вице-мэр Ниццы Бенуа Кандель. Как напомнил заместитель градоначальника, Ницца — «самый „русский“ город во Франции, который для многих русских людей стал „малой родиной“ — наряду с великой родиной Россией». История собора в Ницце тесно связана с жизнью и судьбой цесаревича. Современное здание храма возведено на территории бывшей виллы Бермон, где в 1865 году он скончался после тяжелой болезни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боголюбов А.П. Записки моряка – художника. – Саратов: Волга, 1996. – 204 с. – Спец. номер (№ 2-3) журнала «Волга». 
2. Вербицкая Т. Несостоявшийся император. Великий князь Николай Александрович (1843—1865). — М.,Центрполиграф, 2010.
3. Зимин И. В. Болезнь и смерть цесаревича Николая Александровича // Вопросы истории. — 2001. — № 9. — С. 140—147.
4. Маршрут путешествия Государя Наследника Цесаревича в 1863 году. СПб., [1863]; РГИА. Ф. 540. Оп. 1 (11). Д. 16. Л. 48, 49.
5. Мелентьев Ф.И. «Письма о путешествии» по России цесаревича Николая Александровича: обстоятельства написания и перспективы изучения // Исторические документы и актуальные проблемы археографии, источниковедения, российской и всеобщей истории нового и новейшего времени  : Сборник материалов Шестой международной конференции молодых ученых и специалистов «Clio-2016» / [гл. ред. А.К. Сорокин, отв. ред. С. А. Котов]. — М., 2016. — С. 380—383.
6. Мелентьев Ф. И. О. Б. Рихтер — летописец путешествий по России цесаревича Николая Александровича
7. Мелентьев Ф. И. «И в памяти народной чтим, наследник не умрет любимый!..»: Поэтические отклики 1865 года на кончину цесаревича Николая Александровича // Христианство и русская литература: Сборник восьмой / Отв. ред. В.А. Котельников и О.Л. Фетисенко. — СПб., 2017. — С. 159—192.
8. Минаков А. А. «Образ» России для наследника престола: о забытой книге К. П. Победоносцева и И. К. Бабста // Новик: Сборник научных работ аспирантов и студентов исторического факультета Воронежского государственного университета. Воронеж, 2006. Вып. 11. С. 112–123.
9. Николай Александрович — наследник цесаревич, великий князь, старший сын императора Александра II. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). Спб., 1890-1907.
10. Петров А. Николай Александрович. Русский биографический словарь: в 25 томах. - Спб. М., 18986-1918.
11. Письма о путешествии государя наследника цесаревича по России от Петербурга до Крыма / [К. Победоносцев, И. Бабст]. - Москва : тип. Грачева и К°, 1864. - X, 568 с.; 22.
12. Письмо цесаревича Николая Александровича вел. кн. Алексею Александровичу 8 июля 1863 г. ГАРФ, Ф. 681. Оп. 1. Д. 38. Л. 2-3 об.
13. Письмо цесаревича Николая Александровича отцу — императору Александру II. ГАРФ, Ф. 678. Оп. 1. Д. 814. Л. 58 об.
14. Романовы в дороге. Путешествия и поездки членов царской семьи по России и за границу: РАН Институт славяноведения Сб. статей / Отв. ред. М.В. Лескинен, О.В. Хаванова. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2016. — 320 с.
15. Секиринский С. С., Филиппова Т. А. Родословная российской свободы. М., 1993. С. 89–195.
16. Чернуха В. Г. Утраченная альтернатива: Наследник престола великий князь Николай Александрович (1843—1865). Проблемы социально-экономической и политической истории XIX-XX веков. Спб., Алетейя, 1999.
17. Чичерин Б. Н. Общее государственное право. Лекции наследнику. / Под ред. и с предисл.: Томсинов В. А. — М.: Зерцало, 2006. — 536 стр.
18. Шереметев С. Д. Мемуары графа С. Д. Шереметева / Сост., подгот. текста и примеч. Л.И. Шохина. - 2. изд., испр. - Москва : Индрик, 2004- (ППП Тип. Наука).

СЕТЕВОЙ РЕСУРС

1. Бой под Сендзеёвицами
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бой_под_Сендзеёвицами
2. В Ницце открыт бюст цесаревича Николая Александровича, сына императора Александра II.
https://pravoslavie.ru/58246.html
3. Волжские путешествия русских императоров
http://zolotayapalitra.ru/Article/165
4. Мелентьев Ф. Саша и Никса летом 1863 года 
https://rg.ru/2015/03/10/rodina-niksa.html
5. Николай Александрович (сын Александра II)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_Александрович
_(сын_Александра_II)
6. Цесаревич Николай Александрович: наследник, не ставший императором
https://histrf.ru/read/articles/tsiesarievich-nikolai
-alieksandrovich-nasliednik-nie-stavshii-impieratorom
7. О переписке великих князей Николая и Александра Александровичей в 1863 г.
Саша и Никса летом 1863 года
https://rg.ru/2015/03/10/rodina-niksa.html
8. 145 лет со дня смерти генерала от кавалерии графа Павла Христофоровича Граббе (1789-1875).
 http://www.novochmuseum.ru/novosti/637-145-
let-so-dnja-smerti-generala-ot-kavalerii-grafa-pavla
-hristoforovicha-grabbe-1789-1875.html



Цесаревич Николай Александрович


Родители цесаревича. Александр II с супругой


«Кают-компания» парохода «Счастливый». Внизу — А.П.Боголюбов. Справа снизу вверх: Н.А.Качалов, К.П.Победоносцев, В.В.Зиновьев; слева снизу вверх: И.К.Бабст, Г.И.Гирш, Ф.А.Оом. Рисунок А.П.Боголюбова. 1869


© Все права защищены. 2022 г.