Заштатные города Российской империи
от капитализма до капитализма

г. Александровск - Грушевский

Сайт Бондаренко Павла Ивановича

Главная

Об авторе

Гостевая

ЧАСТЬ I

1. Путешествие в прошлое
2. Открыватели недр Донбасса
3. Старый, новый и Большой Донбасс
4. О земле донских казаков
5. Екатеринославские уезды Донбасса
6. Пришельцы из волчьего логова
7. Антрацитовая горячка на Грушевских рудниках
8. Строительство Грушевско-Аксайской железной дороги
9. Нетипичный город
10. Развитие капитализма в заштатном городе
Углепромышленники Александровск- Грушевского
11. С. Н. Кошкин
12. И. С. Кошкин
13. И. С. Панченко
14. А. В. Марков
15. Н. И. Чурилин
16. Г. И. Шушпанов
17. Е. Т. Парамонов
18. Н. Е. Парамонов. Начало пути
19. Н. Е. Парамонов. От Елпидифора до Байройта
20. Н. Е. Парамонов. Что имеем не храним...
Участие Грушевских углепромышленников во Всероссийских и международных промышленных выставках
21. Санкт-Петербург 1870 г.
22. Москва 1882 г.
23. Нижний Новгород 1896 г.
24. Париж 1867 г.
25. Париж 1889 г.
26. Париж 1900 г.
Горные инженеры и штейгеры Грушевки
27. В. А. Вагнер
28. Н. А. Юганов
29. Б. М. Файвишевич
30. Е. М. Колодуб
31. М. Б. Краснянский
Известные люди, посещавшие Грушевские копи в XIX в.
32. Наследник престола Великий князь Николай Александрович
33. Наследник престола Великий князь Александр Александрович
34. Ученый Д. И. Менделеев
35. Художник Н. А. Касаткин
36. Писатель А. С. Серафимович

ЧАСТЬ II

1. О степени эксплуатации Грушевских горнорабочих
2. Артели горнорабочих как форма организации трудового коллектива
3. Женский и детский труд
4. Оплата труда и благосостояние горнорабочих
5. Охрана труда горнорабочих
6. Быт и досуг Грушевских горнорабочих
7. Рабочее движение
8. Руководство города Александровск-Грушевского на рубеже XIX-XX веков
9. Городская торговля

10. Благоустройство города

11. Благотворительность александровск-грушевцев

12. Общества, товарищества, кооперативы

13. О состоянии народного здравия в Александровск-Грушевском

14. Развитие образования в заштатном городе Александровск-Грушевском


15. Культура и досуг горожан

16. Александровск-Грушевское благочиние

17. Криминальная жизнь города

     Александровск-Грушевское благочиние

За Русь святую, за веру православную во все времена поднимались наши воины на битву с незваными пришельцами.
Избавление России от «лютого и сильного француза» произошло благодаря сознанию национального единства и самоотверженной любви к Отечеству, которые посеяли в народе Православная Церковь и её служители.
О нападении иноверца народ узнал с церковных амвонов. Во всех церквах прозвучали Высший манифест о созыве ополчения и воззвания Святейшего Синода «принять оружие и щит и охранить веру отцов». Из уст священников лились священные слова о справедливой войне в защиту Отечества, благословляемой Богом, о важной миссии, возложенной Господом на Россию, — остановить завоевания Наполеона и освободить Европу. Православное духовенство полностью оправдывало боевые действия в защиту Родины и с глубочайшим почтением относилось к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли мир: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Среди тысяч верующих в Александровск-Грушевском были почти все православные. Только малое число их принадлежало к другим конфессиям.
Количество приходов центральные духовные и светские власти увеличивали, поскольку исторически известно, что в удаленных от духовных центров местах быстро появлялись всякие расколы и разного рода сектантство.

Первое деревянное здание Петро-Павловской церкви Грушевского горного поселения начали строить 5 июля 1854 года по инициативе и на средства местных углепромышленников. С этого же года велись метрики и исповедные росписи. Во время строительства церкви богослужения совершались во временном деревянном молитвенном доме. Строительство церкви завершилось к 1861 году, и в этом же году она была освящена.
Название церкви в документах церковных писалось через дефис («-») в газетных статьях допускалось и слитное написание.
Церковь, по свидетельству клировых ведомостей Донской епархии того времени, была однопрестольная, «деревянная, на каменном фундаменте в столбах, с таковою же колокольнею, ошелеванная как снаружи, так и внутри, покрытая железом». Иконостас для храма был заказан в Москве. Но горное поселение росло, а здание деревянной церкви стало «малопоместительным», ветшало.
Поскольку Петро-Павловская церковь стала центральной в городе, к концу 1880-х годов в Александровске-Грушевском был поднят вопрос о строительстве новой каменной церкви, соответствующей ее статусу.
Первые пожертвования на строительство новой церкви поступили от священника Захария Лобова, протоирея Антония Манохина, купцов П. и Е. Азовцевых, горного инженера В. Отто и множества других горожан.
Городской староста Азовцев на сходе высказал мнение, что на одни добровольные пожертвования строительства храма вместо ветхого деревянного может растянуться на десятилетия, поскольку его строительство обойдется не менее чем в 100 000 руб., между тем как на первом этапе собрано только 12 000.
Единогласно приняли выделить из городских средств в течение 4-х лет 55 000 руб., выразив надежду, что не достающую сумму за этот срок удастся собрать в виде пожертвований.
Разрешение на строительство каменного храма от Святейшего Синода было получено, и строительство началось в 1895 году.
В строительную комиссию по постройке собора вошли священник З. Лобов, братья Азовцевы, Глущенко, Ситников, Иевлев, Проценко, Файвишевич и мещанин А. Е. Карченко.
Три члена комиссии из 9 (Азовцев, Глущенко и Файвишевич) в этом же порядке последовательно были руководителями нашего города.
По-видимому, они не плохо справлялись со своими обязанностями и заслужили доверие грушевцев.
Для постройки храма в кратчайший срок был готов план и смета. Была построена собственная известковая печь, для которой было заготовлено 100 кубов известкового камня.
Решался вопрос о строительстве собственного кирпичного завода.
Работы по выемке земли для фундамента будущего собора с вывозом подрядчик Бурсаков обязался выполнить за плату 4 р. 80 к. за кубическую сажень (около 70 коп. за м3).
В газетах того времени есть объявления о торгах на поставку кирпича и камня на постройку храма.

Однако казаки Кривянской станицы, «проникнутые благим желанием оказать помощь жителям города Александровска-Грушевского, при постройке последними новой церкви в их городе, с приделом в честь святого апостола Филиппа для увековечения памяти о бракосочетании ныне благополучно царствующего Государя нашего Императора Николая Александровича, постановили разрешить означенной строительной комиссии добывать в юрту названной станицы камень, сколько такого потребуется, но с тем, чтобы добыча камня была окончена к 1 марта 1896 года».
Так на место старого деревянного храма, пришедшего в ветхость, городские обыватели воздвигли величественный каменный храм, составляющий украшение города.
На постройку храма потрачено было более 130 000 руб. бо/льшую часть этой суммы собрали городские жители.
В новом Петропавловском храме был установлен иконостас из старой церкви.
Новый храм имел три престола: главный — в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла и боковые – святого апостола Филиппа и Пресвятой Богородицы Одигитрии (Путеводительницы). Последний придел был пристроен в 1901 году.
В начале XX века в соборе был возведен замечательный трехъярусный мраморный иконостас. Собор был красиво и богато благоукрашен. Кампан (крупнейший колокол) соборной звонницы весил 6400 кг, а праздничный его звон был слышен более чем на 10 верст.

Петро-Павловский собор Александровск-Грушевского.
10 октября 1899 года в 10 часов при огромном стечении народа при помощи блоков были подняты и установлены на Петропавловском храме Александровск-Грушевского большие позолоченные кресты.

Петро-Павловский собор Александровска-Грушевского. Западная сторона.
Торжественное освящение нового Петро-Павловского пятиглавого храма со стройной шатровой колокольней в одной связи состоялось 11 ноября 1899 г.
На освящении храма не только церковь, но и вся прилегающая площадь были заполнены массой народа.
После освящения церкви в клубе был устроен обед, на котором свяще6ннику З. Лобову и купцу Азовцеву от ремесленников и торговцев были поднесены хлеб-соль и приветственные адресы за их труды по постройке храма.
Впервые вопрос о преобразовании Петропавловского храма в собор был поднят в 1903 году.

Указом Святейшего Правительствующего Синода на имя Высокопреосвященнейшего архиепископа Донского и Новочеркасского Владимира (Сеньковского) от 5 февраля (по новому стилю 18 февраля) 1913 года за №2291 Петро-Павловская церковь г. Александровска-Грушевского получила статус собора. Петро-Павловский собор стал центральным храмом крупного донского углепромышленного региона, являлся одним из самых благоукрашенных и богатых храмов Области войска Донского.
В 1911 году к Петро-Павловской церкви относились: кирпичная лавка, крытая листовым железом, каменный дом с пятью окнами, крытый железом, для второй Александровск-Грушевской церковно-приходской школы, два каменных дома, крытых соломой, пожертвованных вдовой Герасимовой, три церковных дома для священнослужителей.
Библиотека собора насчитывала 156 томов.
А 12 сентября 1900 г. в Областном правлении Войска Донского состоялось слушание доклада по отношению Донской духовной консистории о переносе деревянного здания Петро-Павловской церкви с базарной площади г. Александровска-Грушевского на Сенную площадь.
В газетах того времени говорилось об опасности, которую представляла деревянная церковь в близком соседстве с новым храмом. Это и явилось основной причиной ее переноса на новое место.

Прежнее деревянное церковное здание, по данным донского дореволюционного историка А. А. Кириллова, было аккуратно перенесено, храм был обложен кирпичом и освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы —  небесной покровительницы и заступницы земли русской и войска Донского. Численность постоянных прихожан нового храма достигала 4 тысяч человек, проживавших в районе реки Грушевки. При храме в то время была большая библиотека, работала церковно-приходская школа, насчитывающая около ста учащимися.
В 1906 году при храме было создано церковно-приходское попечительство, которое занималось обеспечением храма всем необходимым, а также содержанием церковно-приходской школы.

Покровский храм
Богослужения в храме проходили и после 1917 года. Однако после установления в городе Александровск-Грушевске советской власти — всё имущество церкви было национализировано.
В феврале 1933 года Покровский собор окончательно закрыли, колокола были отправлены на переплавку, был разрушен купол храма и колокольня, из храма изъяли богослужебные книги и иконы. В здании храма была устроена ремонтная мастерская трамвайного депо, которая работала до конца 1990-х годов.

Покровский Храм в годы первой пятилетки был преобразован в соответствии с политикой новой власти
Уничтожая православные храмы или превращая их в производственные мастерские, новая власть повышала, по ее мнению, культурный уровень населения.

В 1997 году территорию трамвайного депо посетил архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон. Он дал благословение на возрождение храма.
К осени 1998 года, когда последний трамвай покинул территорию собора Покрова Пресвятой Богородицы, приступили к раcчистке и восстановлению храма. Поскольку чертежи храма не сохранились, основой проекта стали замеры храма, проведенные в 1929 году бюро технической инвентаризации, а также фотографии 1912 года западной стороны храма.
Восстановленный храм претерпел некоторые изменения: к нему была пристроена колокольня высотой 33 м, правый и левый приделы, пятикупольная надстройка высотой 24 м, заалтарный обход.

Возрожденный Собор Покрова Пресвятой Богородицы
В настоящее время собор Покрова Пресвятой Богородицы является духовным и административным центром Шахтинской епархии. При храме работают курсы «Основ православной культуры», духовно-просветительский центр, церковно-приходская школа, казачье молодёжное объединение «Донцы», есть библиотека и социальная служба.
Рядом с храмом на соборной площади проводятся общегородские и церковные мероприятия, кадеты Шахтинского Я. П. Бакланова кадетского корпуса принимают присягу.
В 1888 году, в нашем городе на средства прихожан и благотворителей была построена новая деревянная однопрестольная церковь и освящена 21 августа 1888 г. в честь небесного покровителя к тому времени уже трех российский императоров — святого благоверного великого князя Александра Невского.
К этому храму относились хутора Аютинский, Новогрушевский, Максимовка (ныне п. Каменоломни) и Попов. Метрические записи велись с года освящения, а исповедные росписи — с 1891 года.
В 1891 году храм был благоукрашен стенными росписями. Церкви был определен штат: два священника, диакон и два псаломщика. Приход содержал две школы: церковно-приходскую в собственном помещении (с 14 ноября 1884 г.) и школу грамоты в х. Поповом (с 17 сентября 1894 г.). Общее число прихожан к 1896 году составляло 2136 мужчин и 1956 женщин.

Цветник храма св. Александра Невского
30 января 1906 г. был освящен пристроенный второй придел этого храма в честь Вознесения Господня.
В 1909 г. Александро-Невской церкви принадлежали 4 причтовых дома — два каменных и два деревянных, обложенных кирпичом.
Настоятель Александро-Невской церкви священник Семен Алексеевич Поярков родился 11 октября 1860 года в слободе Маниной Богучарского уезда Воронежской губернии, сын дьякона.
 Высокопреосвященейшим Донатом, архиепископом Донским, направлен в Александро-Невскую церковь города Александро-Грушевского 15 сентября 1894 года, где служил до 1905 года. 
Состоял заведующим и законоучителем Лобачевской церковно-приходской школы 1894 г. 
Удостоен Архипастырского благословения за труды по церковно-школьному делу 1892 года 1 декабря.
Состоял заведующим и законоучителем в церковно-приходской школе хутора Поповского в 1894 — 1901 годах.
За отлично-усердную службу по духовному ведомству награждён набедренником 1896 года 27 мая. 
За отлично-усердную службу по духовному ведомству награждён бархатной фиолетовой скуфьей 10 января 1900 года.

Состоял законоучителем в министерской школе на хуторе Максимовском (Каменоломни) с 1894 по 1901 год.
Удостоен Архипастырского благословения за успешность и усердия преподавания Закона Божия 1898 года. 
Состоял законоучителем в министерской Нечаево-Аютинской школе 1901 год.
Состоял в городе Александро-Грушевском председателем Попечительства. За изыскания средств и труда по подстройке подцерковного дома Попечительство удостоило его Архипастырского благословения с грамотой в 1897 году.
27 октября 1937 года церковь была закрыта, а в 1938 году — разрушена.
К этому времени уже все храмы города были уничтожены.
Карл Маркс писал во введении к работе «К критике гегелевской философии права» (1843): «Религия — это воздух угнетенной твари, сердце бессердечного мира, а так же душа бездушной ситуации. Подобно тому, как она — дух бездушных порядков, религия — есть опиум для людей!»...
И с этим видом наркомании новая власть боролась самым бескомпромиссным, беспощадным способом.

Борьба с храмами в советской России
Как по современному звучат сегодня слова первосвященников марксизма, так «лестно» характеризующих Россию и наш народ, так искренно сочувствующие "гиене Европе" (как кратко и исчерпывающе охарактеризовал ее У. Черчиль) - Польше.
— Бесстыдное одобрение, притворное сочувствие или идиотское равнодушие, с которым высшие классы Европы смотрели на то, как Россия завладевает горными крепостями Кавказа и умерщвляет героическую Польшу, огромные и не встречавшие никакого сопротивления захваты этой варварской державы, голова которой в Санкт-Петербурге, а руки во всех кабинетах Европы... (К. Маркс, том 16, стр. 11).
— Что же касается России, то ее можно упомянуть лишь как владелицу громадного количества украденной собственности, которую ей придется отдать назад в день расплаты (Ф. Энгельс, том 16, стр. 160).
Так что навязчивые идеи по развалу России одолевают не только западных капиталистов, но и западным коммунистов тоже. Давно и неискоренимо сие желание запада прел неисчерпаемой огромностью России, их непомерные амбиции уязвляющая.
Так что отделять народ от его преступной власти, как это сделал Сталин в отношении Германии, уничтожившей десятки миллионов советских людей было, на наш взгляд, роковой ошибкой.
Когда американские военные сбросили атомные бомбы на японские города, Эйнштейн с ужасом наблюдал, как простые американцы радуются этому варварству. Сегодня же огромная часть японцев уверена, что эти бомбардировки совершила Россия.
На памятные мероприятия, посвященные атомным бомбардировкам в 2022 году Япония пригласила американскую делегацию и не пригласила российскую. Ампутация головного мозга у народов мира продолжается опережающими темпами в духе сталинских пятилеток. Вера православная, основанная на наших традиционных ценностях, да поможет России выстоять в противостоянии мировых держав.
Не должна быть память человеческая такой короткой, чтобы не набирали силу желающие уничтожать святыни или целые народы во имя идей, рожденных болезненным воображением фанатиков и маньяков,
Сегодня в Шахтах, в поселке им. Фрунзе, стараниями священника Георгия Болоцкова, жертвователей и прихожан вновь построен храм в честь святого русского князя и полководца Александра Невского.

Возрожденная Александро-Невская церковь
Петро-Павловский собор был центром духовной жизни и образования г. Александровска-Грушевского.
К концу XIX века в приходах имелось около 10 училищ и школ грамоты При старом здании Петро-Павловской церкви годовой доход с причтовым капиталом простирался до 13 000 руб. По штату при церкви были 4 священника, 4 псаломщика и 1 дьякон. Церковь вела большую просветительскую работу. При приходе имелись следующие учебные заведения:
приходское двухклассное училище, женское 3-его разряда училище, приходское училище при руднике, две школы грамоты (открыты 30 мая 1875 года и 26 октября 1893, церковно-приходская школа в собственном здании (с 22 сентября 1885 года). Всего прихожан в церкви было более 4 000. К ней относился хутор Власовский.
Построенная в 1888 году Александро-Невская церковь приносила более скромный доход — до 3 000 руб. По штату числилось 2 священника, 2 псаломщика и 1 дьякон. К ней относились хутора: Аютинский, Новогрушевский, Максимовка (Каменоломни) и Поповский.
При церкви имелось две школы, одна из них в хуторе Поповом с 17 сентября 1894 года. Общее число прихожан было не менее 4 000.
Сельское приходское училище имелось и при церкви преподобного Макария Египетского, построенной на средства владельца рудника Ивана Семеновича Кошкина в 1887 году. Церковь была построена из дикого камня и оштукатурена.
До установления советской власти в январе 1920 года в Александровске-Грушевском и на близлежащих рудниках успешно действовало при участии священнослужителей Петро-Павловского собора уже семнадцать учебных заведений:
Первое городское приходское мужское училище,
второе городское смешанное приходское двухклассное училище,
городское женское приходское училище,
ремесленное училище,
мещанское смешанное приходское училище,
приходское училище на руднике РОПиТ,
женская гимназия,
мужская гимназия,
приходское начальное училище на руднике И. С. Кошкина, Власовское народное начальное училище на руднике Азовской угольной компании,
приходское смешанное училище на руднике Грушевского горнопромышленного товарищества,
пять церковно-приходских школ и одна
частная домашняя школа грамоты М.В. Камышевой.
Первым настоятелем Петро-Павловского храма был священник Феодор Дмитриевич Быстров (служил с 1 июня 1854 г. по 6 апреля 1896 г.), первым диаконом — Иоанн Семенович Наумов (служил с 13 сентября 1861 г. по 1901 г.). В это же время в церкви служил священник Митрофан Андреевич Киреев (с 14 июля 1861 г. по 3 октября 1878 г.).
В Петро-Павловском храме служили многие известные и благочестивые священники. Среди них священник Захария Петрович Лобов.
Согласно послужного списка Ссященномученика Захарии, находящегося в ГАРО, в фонде 226 «Донская духовная консистория» святой Захария родился 23 марта 1865 года, в станице Митякинской Донецкого округа Области Войска Донского. Его отец Петр Лобов был служащим и имел чин коллежского регистратора.
С детства св. Захария тянулся к духовной жизни, и каких-то особых сомнений в выборе жизненного пути у него не было. Он поступил учиться в Донскую духовную семинарию, которую и окончил по первому разряду в 1888 году. В этом же году св. Захария женился и был рукоположен в священный сан.

Священнослужитель Захария Лобов
23 марта 1890 года был переведен на служение в город Александровск-Грушевский штатным клириком храма святых апостолов Петра и Павла.
В Александровск-Грушевском св. Захария прожил 10 лет .Это был весьма важный период в его жизни. Помимо своего священнического служения в Петропавловском соборе, св. Захария уделял большое внимание педагогической и общественной деятельности. Он был законоучителем в нескольких учебных заведениях города: одноклассной мужской школы (1890–1894), одноклассной женской школы (1894–1900), двухклассной школы (1894–1900), школе грамотности Азовской компании (1896–1900).
Александровск-Грушевский стекались со всех сторон самые разные люди. Зачастую, это были люди принадлежавшие к самым низшим слоям общества. Это были крестьяне из северных областей и разорившиеся, обедневшие казаки. Человек, оторванный от своей родной среды, от вековых традиций, находился в центре внимания революционных агитаторов. 
Даже социальные проекты горнопромышленника Парамонова (строительство общежитий и домов для рабочих, дешевых столовых, школ, больниц, детских садов и кинотеатра) никак не повлияли на революционные настроения его рабочих.
Иерей Захария усердно трудился среди горняков с проповедью Слова Божия. Он убеждал их не поддаваться революционной пропаганде, хранить веру Православную и верность Государю.
Служение св. Захарии в Александровск-Грушевске было отмечено следующими церковными наградами: набедренник в 1892 году, грамота Святейшего Синода в 1895 году, правом ношения фиолетовой скуфьи в 1897 году, и грамотой Святейшего Синода в 1900 году. 16 мая 1900 года, согласно, поданного прошения, иерей Захария Лобов был переведен в Новочеркасск.
В 1917 году протоиерей Захария Лобов овдовел. К этому времени трое его старших сыновей вели уже самостоятельную жизнь. Гавриил Захарович окончив Донскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию, жил в Чернигове и служил инспектором Черниговского епархиального женского училища. Прокопий Захарович окончив Московский Императорский Университет и получив степень кандидата экономических наук, жил в Москве и служил в московской конторе Государственного Банка. Симеон Захарович был офицером и воевал на германском фронте. Четверо младших детей еще получали образование.
В годы гражданской войны в 1919 году, св.Захария был награжден очередной духовной наградой – палицей.

В годы Первой мировой войны духовенство Александровск-Грушевского как и всей России оказывало всю посильную помощь раненым воинам, их родным, а также беженцам из западных районов Российской империи.
Духовенство и прихожане Александровск-Грушевского собирали пожертвования в пользу русской армии.
Император Николай II дважды посещал область Войска Донского и оба раза в тяжелое для империи время Русско-японской и Первой мировой войн. 5 декабря 1914 года архиепископ Владимир (Синьковский) передал Николаю II 20 тыс. рублей пожертвований. В следующем году прихожане донских храмов собрали еще 50 000 и духовенство 9 000 руб.
Даже образцовую церковно-приходскую школу в Александровск-Грушевске во время Первой мировой войны отдали под лазарет.

Образцовая церковно-приходская школа
Однако сведений об участии алесандровск-грушевского духовенства в качестве священников в действующей армии у автора нет. Младший брат св. Захарии – Григорий Петрович Лобов, родился в станице Митякинской 19 ноября 1878 года. Окончил Новочеркасскую учительную семинарию и Новочеркасское казачье юнкерское училище. Первую мировую войну встретил подъесаулом 26-го Донского казачьего полка. Воевал лихо, преимущественно в разведке. Неоднократно был награжден командованием и быстро продвигался по службе. В 1914 году был награжден Георгиевским оружием. В 1917 году был произведен в полковники.
В 1918 году вступил в ряды Донской Армии генерала П. Н. Краснова. В апреле 1919 года был произведен в чин генерал-майора. Командовал 1-ой и 4-ой Донской конной дивизиями. В Русской Армии генерала П. Н. Врангеля находился в донском офицерском резерве, занимал должность председателя суда при штабе Донского корпуса. С октября 1920 года до эвакуации врангелевских войск был инспектором тыла Донского корпуса.
В сентябре 1944 года арестован сотрудниками контрразведки «Смерш».
Осужден на 10 лет лагерей за «контрреволюционный террор». Отправлен в Сибирь, где и скончался 18 декабря 1948 года, в возрасте 70 лет. Официальная причина смерти была обозначена, как «паралич сердечной мышцы».
Сын З. Лобова Симеон также принимал участие в первой мировой войне и в гражданской войне на стороне белой гвардии.
Сам Захария Лобов в годы гражданской войны призывал к борьбе с большевиками, и к защите веры православной.
В лагере в 1937 году 71-го старца назначили дневальным по бараку. Первоначально, лагерная администрация относилась к владыке достаточно лояльно. Сохранилась следующая характеристика из личного дела владыки Захарии: «Вежлив с администрацией и заключенными, дисциплинирован, проводит читку газет и обучает неграмотных  заключенных».
Лагерные условия были тяжелы и владыка Захария тяжело заболел. Лагерная медкомиссия констатировав водянку, паховую грыжу, старческую дряхлость, установила владыке Захарию инвалидность.
Однако его сразу же арестовали и перевели на тюремное положение. 14 сентября 1937 года, Особая Тройка при УНКВД СССР по Карагандинской области по ст. 58-10 УК РСФСР, предъявила владыке Захарии обвинение «контрреволюционная террористическая агитация среди заключенных, направленная против решений партии и правительства, дискредитация вождей партии и правительства, нелегальная переписка с духовенством Воронежской  области».
В материалах дела указывалось: «Обвиняется в том, что отбывая наказание в Карлаге НКВД, занимался систематической контрреволюционной террористической агитацией среди з/к, будучи враждебно настроенным, дискредитировал вождей партии и правительства, имел нелегальную переписку с духовенством Воронежской области, от которой получил 2000 рублей денег, т.е. в преступлениях, предусмотренных ст.58-10 УК РСФСР».
Кроме того, владыку Захарию обвиняли в групповом участии празднования Святой Пасхи.
21 сентября 1937 года, в полночь, архиепископа Захарию (Лобова) вместе со священником Иосифом Архаровым, расстреляли в Чурбай-Нуринском отделении Карлага.
13–16 августа 2000 года, Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, по преставлению Алматинской епархии, архиепископа Захарию (Лобова) канонизировали, как священномученика.
В 1903-1904 в Александро-Невском храме служил известный городской протоиерей Василий Иванович Попов. Он же был и настоятелем Петро-Павловского собора.

Священник Василий Иванович Попов с супругой
Соколов Семён Григорьевич  родился в 1864 году, окончил Новочеркасское духовное училище в 1881, Донскую Духовную семинарию по 1 разряду в 1887 году.
С 1889 по 1892 годы  - учитель и преподаватель закона Божия в народном сельском начальном училище на Грушевском руднике И. С. Кошкина.
Рукоположен во священника к церкви на руднике Кошкина 21 ноября 1893 года.
С 21.11.1893 по 19.05.1900 - священник Макариевской церкви и законоучитель в народном сельском начальном училище при Грушевских рудниках г. Кошкина.
За понесенные труды и заслуги перед Православием  награжден набедренником в 1895 г., скуфьёй в 1900 г.
С 19.05.1900 по 1903 год служил в Петро-Павловской церкви города Александровск- Грушевского.

Священник Петропавловского собора в г. Александровск-Грушевский - Григорий Соколов с семьей.
Назначен духовным следователем по Александровско-Грушевскому благочинию 29 июня 1900 года.
Награждён наперсным крестом в 1904  и в 1910 годах.

Член благочиннического совета в 1910-1912 годах.
Утверждён законоучителем Александро-Грушевского мещанского приходского училища 21 мая 1910 года.

Поздравление с 25-летием брака священника Петропавловского собора г. Александровск-Грушевского Семена Соколова.
После установления советской власти в городе были закрыты все церковные учебные заведения.
Когда в сентябре 1923 г. исполком городского Совета депутатов закрыл Петро-Павловский собор и другие храмы города, на Соборной площади возникли массовые волнения. Верующие, преимущественно из мещан и торговцев, «самовольно» открыли собор и попытались возобновить в нём богослужения для чего послали делегацию на дом к отцу Семену Соколову, который жил недалеко от собора.
Сначала отец Семен отказался идти в собор, но его все же уговорили. К вечеру богослужение было прервано, арестованы многие участники открытия собора.
Порядок был восстановлен только после того, как исполком отменил свое решение и разрешил открыть церкви 25 сентября. В связи с беспорядками ГПУ арестовало соборного священника Симеона Соколова, служившего в Петро-Павловском соборе на момент его закрытия. После освобождения из-под ареста он уехал на станцию Горная, где и проживал до смерти.
Городскими властями осенью 1929 года было принято решение о закрытии Петро-Павловского собора. Красавец собор был закрыт в ноябре 1929 г. с обычной для того времени формулировкой «по требованию трудящихся». По данным городского отделения милиции, перед закрытием храма численность его прихожан составляла 450 человек. При закрытии из собора, согласно акту от 11 ноября 1929 года было изъято все церковное имущество, в том числе 600 книг и 261 икона.
В областной газете «Молот» в декабре 1929 года была помещена небольшая фотография шахтинского собора с подписью: «По настоятельному требованию рабочих-горняков закрыт городской собор в Шахтах. В здании бывшего собора устраивается музей. Колокола сняты и переданы Рудметаллторгу». В декабре 1929 г. горсовет ставил вопрос о переоборудовании собора под музей угольной промышленности, но денег властям для этих целей найти не удалось и в 1930 г. он был полностью разрушен.
Храм разбирали на «воскресниках», кирпичи из стен собора пошли на отмостку двора городской инкубаторской станции на ул. Шевченко. Существует мнение, что на алтарной части соборного фундамента был в 1954-1957 годах построен актовый зал нового здания совнархоза (ныне здание Шахтинского автодорожного института). На месте Петро-Павловского собора ныне площадь В.И. Ленина. На фасаде здания Шахтинского автодорожного института (бывшего филиала НПИ), стоящего на месте собора, торжественно установленная стараниями шахтинского городского духовенства 12 июля 2001 г. мемориальная мраморная плита напоминает горожанам о попранной и потерянной святыне.
Насколько духовенство принимало близкое и горячее участие в судьбе церкви, настолько же общество города в конце XIX века небрежно относилось к жилищу отошедших в вечность своих близких — к кладбищу.
В городе было два кладбища — старое и новое. Ограда на старом кладбище развалилась, на новом ее вовсе не было. Порядка в наблюдении могил не наблюдалось. Кладбища эти служили сборищем босяков. Один сторож на два кладбища часто подвергался нападениям различных проходимцев. Горожане готовы были платить с каждой могилы налог, чтобы навести порядлк, но администрация и духовное начальство не проявляло заинтересованности в решении этой проблемы по мнению авторов некоторых газетных публикаций того времени.
Сегодня количество храмов в городе сопоставимо с их числом «на душу населения» до революции.

Сегодня в нашем городе действуют:
храм Петра и Павла,
Александро-Невский храм,
Одигитриевский храм,
Покровский кафедральный собор,
Покровский храм,
храм в честь блаженной Ксении Петербургской,
храм в честь Цесаревича Алексия,
храм князя Владимира,
храм преп. Сергия Радонежского,
Вознесенский храм,
ИТК № 9 – храм в честь Анастасии Узорешительницы,
ИТК №20 – храм в честь великомученика и Целителя Пантелеимона,
Никольский храм,
Троицкий храм,
Артем – храм Иосифа Обручника,
п. Аюта – Никольский храм,
п. Майский – Пантелеимоновский храм,
п. Сидорово-Кадамовский – храм Новомучеников и Исповедников Российских,
п. ХБК – храм Иоанна Кранштадтского.

ЛИТЕРАТУРА

1. Донская жизнь 1909, 12 июля
2. Приазовский Край 1894, 1 октября
3. Приазовский Край 1895, 23 марта
4. Приазовский Край 1895, 25 марта
5. Приазовский Край 1895, 12 июня
6. Приазовский Край 1895, 2 июля
7. Приазовский Край 1895, 26 июня
8. Приазовский Край 1895, 19 сентября
9. Приазовский Край 1898, 21 мая
10. Приазовский Край 1899, 14 августа
11. Приазовский Край 1899, 14 октября
12. Приазовский Край 1899, 19 ноября
13. Приазовский Край 1900, 8 июля
14. Приазовский Край 1900, 16 октября
15. Приазовский Край 1903, 13 ноября
16. Сборник Областного войска Донского статистического комитета. Вып. 3. Новочеркасск, 1902
17. Сборник Области Войска Донского Статистического Комитета Вып. 7 Новочеркасск, «Частная Донская Типография», 1907

СЕТЕВОЙ РЕСУРС

1. г. Александровск-Грушевский ( Шахты )
https://set613.livejournal.com/145108.html
2. Священномученик Захария (Лобов Захария Петрович)
https://solovki-monastyr.ru/saints/martyrs/zahariya-lobov/
3. Собор Покрова пресвятой Богородицы
https://wiko.wiki/ru/Покровский_собор_(Шахты)
4. Шарков И. В 1913 году Петро-Павловская церковь Александровска-Грушевского получила статус собора
https://zen.yandex.ru/media/id/5c5bd84274bcb000aee92edc/v-1913-godu-
petropavlovskaia-cerkov-aleksandrovskagrushevskogo-poluchila-status-sobora-
60ec0742563f125115cab418

За Русь святую! За веру Православную!


Освящение яблок в день Преображения. Шахты, 1948


Храмы г. Шахты









© Все права защищены. 2022 г.