Заштатные города Российской империи
от капитализма до капитализма

г. Александровск - Грушевский

Сайт Бондаренко Павла Ивановича

Главная

Об авторе

Гостевая

ЧАСТЬ I

1. Путешествие в прошлое
2. Открыватели недр Донбасса
3. Старый, новый и Большой Донбасс
4. О земле донских казаков
5. Екатеринославские уезды Донбасса
6. Пришельцы из волчьего логова
7. Антрацитовая горячка на Грушевских рудниках
8. Строительство Грушевско-Аксайской железной дороги
9. Нетипичный город
10. Развитие капитализма в заштатном городе
Углепромышленники Александровск- Грушевского
11. С. Н. Кошкин
12. И. С. Кошкин
13. И. С. Панченко
14. А. В. Марков
15. Н. И. Чурилин
16. Г. И. Шушпанов
17. Е. Т. Парамонов
18. Н. Е. Парамонов. Начало пути
19. Н. Е. Парамонов. От Елпидифора до Байройта
20. Н. Е. Парамонов. Что имеем не храним...
Участие Грушевских углепромышленников во Всероссийских и международных промышленных выставках
21. Санкт-Петербург 1870 г.
22. Москва 1882 г.
23. Нижний Новгород 1896 г.
24. Париж 1867 г.
25. Париж 1889 г.
26. Париж 1900 г.
Горные инженеры и штейгеры Грушевки
27. В. А. Вагнер
28. Н. А. Юганов
29. Б. М. Файвишевич
30. Е. М. Колодуб
31. М. Б. Краснянский
Известные люди, посещавшие Грушевские копи в XIX в.
32. Наследник престола Великий князь Николай Александрович
33. Наследник престола Великий князь Александр Александрович
34. Ученый Д. И. Менделеев
35. Художник Н. А. Касаткин
36. Писатель А. С. Серафимович

ЧАСТЬ II

1. О степени эксплуатации Грушевских горнорабочих
2. Артели горнорабочих как форма организации трудового коллектива
3. Женский и детский труд
4. Оплата труда и благосостояние горнорабочих
5. Охрана труда горнорабочих
6. Быт и досуг Грушевских горнорабочих
7. Рабочее движение
8. Руководство города Александровск-Грушевского на рубеже XIX-XX веков
9. Городская торговля

10. Благоустройство города

11. Благотворительность александровск-грушевцев

12. Общества, товарищества, кооперативы

13. О состоянии народного здравия в Александровск-Грушевском

14. Развитие образования в заштатном городе Александровск-Грушевском


15. Культура и досуг горожан

16. Александровск-Грушевское благочиние

17. Криминальная жизнь города

     Культура и досуг горожан

Во второй половине XIX в. организация досуга во многом отражала сословный строй российского общества. Отдыхали и развлекались обычно в своем кругу. Аристократия и высшее чиновничество, мелкие чины, интеллигенция, купечество, мещанство соблюдали автономность в быту. Дворяне и купцы имели свои отдельные собрания, устраивали приемы, приглашали на банкеты равных себе по сословному статусу. У деловых людей распорядок дня и жизни, быт, досуг были подчинены интересам предпринимательства.
Популярными центрами досуга являлись общественные собрания. Активисты от городского общества разрабатывали устав собрания, который затем отсылался на утверждение областному начальству и далее в министерство внутренних дел. По уставу собрание избирало старшину, который регламентировал открытие и закрытие собрания, давал разрешение на проведение в нем различных мероприятий. В общественных собраниях проводились праздничные вечера, организовывались концерты, спектакли, танцы и прочие развлечения.
Большое распространение имела традиционная культура времяпрепровождений, связанная с народными развлечениями, фольклором, со старым патриархальным бытом. Популярными были гуляния на свежем воздухе, походы в гости, песни и танцы, игры в среде молодежи, конские бега, катания на лошадях.
Особенно веселым для обывателей, насыщенным народными развлечениями временем были дни праздников: Рождество, Новый год, Святки, Масленица, Пасха. 
Особым развлекательным пространством становились сады и парки с различными увеселительными заведениями.
Одним из любимых развлечений горожан становится цирк. Большинство цирков были на колесах, переезжали из города в город, с ярмарки на ярмарку, поэтому в XIX в. практически вся страна знала лучшие коллективы: цирки Сулье, Сура, Труцци, Саламонского, братьев Никитиных и другие.

К концу XIX в. в России работало до трех десятков цирков. В провинциальных городах с нетерпением ожидали прибытия цирковых артистов. 
Значимым фактом жизни людей становится книжная культура. В российской империи к 1894 г. насчитывалось свыше 1000 типографий, выросли темпы книгопечатания, тиражи популярных книг в несколько тысяч экземпляров стали обычным делом, число книжных магазинов выросло до 2 тысяч.
Тяга к грамотности и книгам довольно сильно проявлялась у горожан.
Открывались библиотеки и в провинциальных городах.
Выставки художников-передвижников, первая из которых была организована в 1871 г., стали впервые знакомить с русской живописью не только столичную, но и провинциальную публику. Этому способствовало возникновение обществ любителей художеств.
Одним из наиболее перспективных центров досуга на рубеже XIX-XX вв. становится кинематограф. Первые видовые и хроникальные фильмы демонстрировались в мае 1896 г. сначала в Петербурге, в саду "Аквариум", затем - в Москве, в саду "Эрмитаж". С 1908 г. стали распространяться сюжетные игровые фильмы. Электротеатры имели огромный успех. 
Просветительская и коммерческая культура стала распространяться не только в столичных, но и в провинциальных городах. 
Обе стороны культурного процесса - просвещение и коммерция - были актуальны, перспективны в рассматриваемый период в городах России, они формировали новые формы досуга горожан, адекватные эпохе индустриального, урбанизированного общества. Новое общество не могло К концу XIX в. в России работало до трех десятков цирков. В провинциальных городах с нетерпением ожидали прибытия цирковых артистов. 
Значимым фактом жизни людей становится книжная культура. В российской империи к 1894 г. насчитывалось свыше 1000 типографий, выросли темпы книгопечатания, тиражи популярных книг в несколько тысяч экземпляров стали обычным делом, число книжных магазинов выросло до 2 тысяч.
Тяга к грамотности и книгам довольно сильно проявлялась у горожан.
Открывались библиотеки и в провинциальных городах.
Выставки художников-передвижников, первая из которых была организована в 1871 г., стали впервые знакомить с русской живописью не только столичную, но и провинциальную публику. Этому способствовало возникновение обществ любителей художеств.
Одним из наиболее перспективных центров досуга на рубеже XIX-XX вв. становится кинематограф. Первые видовые и хроникальные фильмы демонстрировались в мае 1896 г. сначала в Петербурге, в саду "Аквариум", затем - в Москве, в саду "Эрмитаж". С 1908 г. стали распространяться сюжетные игровые фильмы. Электротеатры имели огромный успех. 
Просветительская и коммерческая культура стала распространяться не только в столичных, но и в провинциальных городах. 
Обе стороны культурного процесса - просвещение и коммерция - были актуальны, перспективны в рассматриваемый период в городах России, они формировали новые формы досуга горожан, адекватные эпохе индустриального, урбанизированного общества. Новое общество не могло функционировать без ценностной системы, одинаково понятной как жителю столицы, так и горожанину из глубинки. Как в столицах, так и в провинции создавалась публика, готовая к потреблению культурных продуктов разного уровня: от высокодуховных до пошлых, от пустых до глубоких и содержательных.
Были свои клубы и в Александровск-Грушевском.
В дирекцию горного клуба входили будущие «отцы города» Файвишевич и Пономарев.
В конце XIX века горный клуб был единственным местом развлечения для городской интеллигенции.
Среди приезжавших в город артистов и дававших свои представления в клубе часто встречались бездарности или искатели приключений. Однако были и счастливые для местной публики исключения.
Г-н Уваров дал около 25 представлений. Его переделка с французского - драма «Кошка и мышка» и спектакль «Вторая молодость» собрали полный сбор, а публика шумно выражала свое одобрение артистам.
За нарушение устава клуб мог быть закрыт, что и случилось в начале 1895 г. Клуб закрыли за то, что там допускалась азартная игра в карты. Поводом послужила жалоба г-на Уварова, который играл с некоторыми членами клуба и его дирекции. В случае проигрыша Уваров по джентльменски уплачивал долг, Когда же фортуна ему улыбнулась, один из директоров клуба отказался уплачивать долг в размере 260 руб.
Уваров, возможно, не возбуждал бы этой истории, если бы ему не отказали в помещении клуба для спектаклей.
В результате произошедшего инцидента городские обыватели лишились едва ли не единственной возможности развлекаться от давящего единообразия и скуки захолустной жизни дававшимися у нас спектаклями и танцевальными вечерами. Закрытие горного клуба разбудило от спячки музыкально-драматический кружок, который, чтобы не дать скучать публике, решил каждое воскресенье давать спектакли.
В первое же воскресенье был поставлен водевиль «Фотограф-любитель» с дивертисментом, состоящим из чтения. Во второе воскресенье — спектакль-шутка «Дядюшкина квартира» тоже с дивертисментом.
Впрочем, ходатайство местных горнопромышленников перед Войсковым Наказным Атаманом увенчалось успехом и вскоре клуб был вновь открыт. В конце XIX века у горного клуба было не мало проблем. Несмотря на отсутствие долгов и даже некоторую прибыль, полы требовали ремонта, мебель - обновления, печь — переделки, проблемы библиотеки вообще не рассматривались на годичных собраниях.
Не обходилось в клубе и без скандалов. Один из членов клуба Галаджиев подрался с буфетчиком, отказавшимся записывать его счет в долговую книгу, поскольку он и так уже задолжал свыше нормы.
Оправдываясь на собрании клуба забияка утверждал, что хотя он и ударил буфетчика, то это еще не давало тому права бить его, члена клуба, стоящего неизмеримо выше буфетчика.
Отделался Галаджиев в тот раз строгим выговором.
Многие члены горного клуба в то время были увековечены в юмористических журналах и областных газетах.
Через год клуб был в очередной раз закрыт, поскольку вместо того, чтобы нести воспитательное значение, вел к полному одичанию местного общества. «Золотая молодежь» во все времена была уверена, что ее выходки должны оставаться без последствий для них самих.
17 июня 1909 года некий купечкеский сынок К., гуляя с женой в городском саду, попал в часть сада, охраняемую сторожем арендатора, снявшего у города в аренду фруктовый сад.
На просьбу покинуть охраняемую территорию, К. набросился на сторожа с кулаками.
Полицейский развел бойцов. Сторож возвратился к исполнению своих обязанностей, заменив поврежденную палку новой, более крепкой, а представитель «золотой молодежи» (это прозвище барчуков сохранилось и до наших дней) продолжил гулянье, жалуясь на несправедливость. Никакого равноправия: бьют сторожа по морде выхоленным кулаком, а он — мужик — отвечает суковатой палкой. Разве это порядок?
Но чаще полиция закрывала глаза на выходки «маменькиных сынков». Особенно оживала жизнь в городе в такие праздники как Рождество и Новый год. Новый год в клубе встречали почти все «сливки» общества. Музыка, танцы, ужин, лото, карты ...
Когда публика расходится, сожалея о потраченных рублях и полтинниках, вечер продолжают старшины клуба.
Летят стулья, столы, звенят рюмки, тарелки зал заполняется отборной словесностью от которой краснеют дамы и плесневеет буфетная закуска, как описывал подобные застолья в своих заметках в газете Донская жизнь очевидец клубной жизни П. А. Грушевский.
Уроки благовоспитанности в горном клубе приходилось проводить регулярно. В декабре 1911 года в общественном собрании проходил судный день. Председатель суда Файвишевич, секретарь Самойлов и председатель старшин клуба Харчевников рассматривали дело купцов Радухина и Агаскова по поводу очередного устроенного ими в помещении клуба скандала.
Купцам вынесли выговор и предложили искупить свой грех 25 рублевыми пожертвованиями в пользу бедных.
После этого судьи и обвиняемые направились к месту трогательного единения смятенных душ — в буфет.
В 1900 году музыкально-драматический кружок пригласил на весь летний сезон 5 профессиональных артистов, которые занимали те роли, для исполнения которых не нашлось желающих среди любителей.
Это несколько оживило наше сонное царство, а любители имели возможность чаще пробовать и упражнять свои силы.
30 апреля небольшой клубный садик в первый раз в том году оживился публикой. На летней сцене была представлена «Свадьба Кречинского».
Пресса отмечала неплохую работу Борисова, Поповой, Карелли, Крамера и Вейермана.
В антрактах играл небольшой оркестр, приглашенный на весь сезон и зажигался фейерверк.
После революционных событий 1905 года были изданы временные правила организации обществ и союзов от 4 марта 1906 года. Ссылаясь на несоблюдение этих правил областное об обществах присутствие в 1909 году отказало в регистрации музыкально-драматическому кружку любителей при антрацитовом руднике РОПиТ близ станции «Шахтная».
К середине 60-х годов XIX столетия увлечение фотографией в России смогло вовлечь в свои ряды такое количество энтузиастов, что некоторые критики стали усматривать в этом угрозу живописи.
Крупный ученый того времени химик Н. Н. Бекетов в публичной лекции, прочитанной им о фотографии в Харькове в 1862 году говорил: "...светопись в короткое время сделала изумительные успехи: быстрота, отчетливость и даже величина фотографических изображений не позволяют почти ничего больше требовать, можно разве только пожелать, чтоб дошли до возможности получать цветные изображения, т. е. чтоб изображение походило на оригинал не только рисунком и тенями, но и цветом". 
В 1878 году в Санкт-Петербурге создается V, фотографический, отдел Русского технического общества (РТО), основанный на базе кружка фотографов-любителей, в который входили Д. И. Менделеев, принимавший активное участие в создании самого отдела, известные профессионалы-фотографы С. Л. Левицкий, А. И. Деньер, пионер русской научной фотографии и фототехники В. И. Срезневский и другие. В отделе проводились исследования по фотографии, обсуждались новинки отечественной и зарубежной фототехники, устраивались выставки, на которых, кроме фотографических произведений, демонстрировались новые фотоаппараты и принадлежности, изобретенные русскими техниками и знатоками фотографического дела.

Совершенствование фотографической аппаратуры в XIX веке.
Поскольку массового выпуска доступных по цене аппаратов для народа не было, а большая часть фотокамер импортировалась из-за рубежа (среднегодовой ввоз фотокамер на рубеже веков составлял около 25 тыс. штук), занятие фотографией стоило достаточно дорого и было недоступно широким массам. Кроме того, нельзя забывать, что для овладения техникой фотографии необходимо было иметь хотя бы минимальный уровень образования.
В последние десятилетия XIX века и в Александровск-Грушевском появились свои фотоателье. Фотографы В. Т. Лосев и П. М. Кутыркин делали высокопрофессиональные портретные снимки наших горожан и жителей окрестных хуторов и станиц.

Салон Лосева работал в Александров к-Грушевском с 1884 года. Работы Лосева имели большой успех в Российской империи и на международных выставках.

Он был удостоен Большой золотой медали в Ростове-на-Дону в 1909 году, Гран-при и золотой медали в Риме в том же году и многих других наград.
Фотографии Лосева, сделанные на рудниках иллюстрируют книгу Краснянского «Труд и жизнь горнорабочих на Грушевских рудниках».

Зарубщик. Фото Лосева
В русско-японской войне участвовали хуторские и станичные казаки области Войска Донского, поэтому фотография в память русско-японской войны принадлежит, скорее всего, детям участника войны из ближайшего к Александровск-Грушевского хутора или станицы Кривянской, родственники которого могли приехать а город, например, на ярмарку и сделать здесь этот снимок.

Жена Кутыркина также владела искусством фотографии.

Позже они переехали во Владикавказ, где открыли фотосалон Рембрант, а затем в Киев (там им принадлежал фотосалон Модерн).

Семейная фотография Кутыркиных после переезда во Владикавказ.
Были в Александровск-Грушевском и другие фотографы.

Кабинетное фото на память, мужской портрет. Фотограф  Ю. Бем Александровск-Грушевский. 
Фотограф был удостоен бронзовой медали на Сельско-хозяйственной выставке в Ростове-на-Дону в 1908 году. В начале XX века в области Войска Донского появились первые кинотеатры. Появился свой электробиограф и в Александровск-Грушевском.
В 1909 году фотографу В. Т. Лосеву, члену клуба общественного собрания пришла в голову гениальная мысль: заарендовать у города часть городского сада и построить там помещение для общественного собрания. Мысль эта встретила сочувствие большинства членов общественного собрание. Дума пошла навстречу просьбе старшин клуба.
Однако кроме долгов в казне общественного собрания в то время ничего не было. На следующий год стараниями все того же Лосева общественное собрание без гроша в кармане приступило к постройке здания и в кратчайшие сроки успешно завершило эти работы.
Были построены веранда, хороший летний театр, площадка для танцевальных вечеров, раковина для оркестра, собственная электрическая станция для освещения сада, всех помещений и для обслуживания собственного кинематографа.

Средства добывались путем займов (100-200-300 руб.) между членами общественного собрания и среди сочувствующих лиц.
Постройки эти обошлась клубу в сумму около 20 000 руб.
И уже 4 июня состоялось их освящение. Торжественную речь произнес городской голова Пономарев. Инициатору постройки Лосеву в благодарност поднесены были золотые часы.
Местные обыватели высказали пожелания, чтобы новый театр не ограничивался одним кинематографом, чтобы публика имела возможность посещать и спектакли приглашенных драматических трупп. Особенно тепло отзывались обыватели о драматическом коллективе г-на Дьяконова из ст. Каменской, неоднократно посещавшим Александровск-Грушевский в предыдущем году.
К кинотеатрам того времени были претензии экологического характера. Например, электро-биограф г. Жеребцова имел низкую вытяжную трубу и самая лучшая часть городского сада отравлялась нефтяным дымом мотора.
А 22 ноября 1909 года электробиограф «Бомонд» распоряжением г. полицмейстера вследствие технического не оборудования помещения вовсек был закрыт.
В Российской империи критики нарождающегося кинематографа обращали внимание га те же проблемы, которые актуальны и сегодня.
Картины видовые, научные, более или менее осмысленные, отошли на второе место. Первое место занимали «сенсационные» новинки: имитаторы, трансформаторы, говорящие свиньи, чемпионы всяких колеров, глупейшие «театр-миниатюры», «театры-кабарэ».
Скабрезный анекдот, уплеты с сальцем, «характерные» танцы и женское тело во всяких видах и формах составляет ныне для нашего обывателя исключительную духовную пищу.
И весь этот пестрый, трескучий, синематографический хлам довлеет ныне над городской жизнью, опошляет вкусы толпы — возмущался в своей заметке г-н Дубинин по поводу репертуара наших электро-театров.
Еще в 1895 году один из местных обывателей домовладелец Ефимов предполагал устроить в собственном доме зимний театр, надеясь извлечь из этого предприятия приличную прибыль. Подробностей по этому вопросу нет, по-видимому, такая затея нашим предпринимателям в то время была не по плечу.
В начале XX века в городе существовала небольшая труппа г-жи Алябьевой, поэтому для пьесс со значительным числом действующих лиц приходилось пользоваться тем материалом, который был под рукой.
Труппа ставила комедии «Соколы и вороны», «Приют Магдалины», которую некоторые критики оценили как заурядный фарс из длинной серии произведений современной порнографической литературы.
В салу общественного собрания на летний сезон 1909 года поселилась труппа малороссов под управлением Яворского.
По поводу гастролей этой труппы критики писали о том, как надоели «хохлы» своим бедным репертуаром, рассчитанным на незатейливые вкусы публики. Кровавые сцены, горилка, гопак, сшитые на живую нитку новые идейки... Хочется чего-либо более серьезного, интересного..
. Как видим вкусы нашей публики со временем становились более изысканными и требовали к себе более почтительного отношения.
Афиши настойчиво призывали горожан посетить гастроли различных трупп:
«В саду общественного собрания на летней сцене при участии звукоподражателя, будет подражать: соловью, кенарю и всем животным г-н Заплавский»,
«Петербургскою труппой из 12 персон дано будет вокально-артистическое представление в 3-х отделениях и 20 самых лучших нумеров при собственной декорации»,
«Концертист г-н Наркевич исполнит одной рукой на детской 5-ти клавишной гармонике» и проч.
Однако к концу X{X века запросы местной публики выросли настолько, что она без всякого энтузиазма принимала даже столичных балаганных артистов.
Этот пробел заполнила «гастрольная труппа русских драматических артистов» под управлением Дьяконова.
Были представлены «Гроза» Островского, «Дни нашей жизни» Леонида Андреева, «Беспечальные» Рышкова.
Несмотря на ряд замечаний, исполнение было признано более чем приличным, а дальнейшие гастроли очень и очень желательны.
В городе не было постоянной труппы и часто приходилось довольствоваться гастрольными поездками новочеркасских артистов.
Однако на крупнейших рудниках Парамонова, Донецко-Грушевского общества и РОПиТ были хорошо оборудованные театры, в которых музыкально-драматическими кружками регулярно ставились излюбленные средним классом народонаселения (как именовал шахтеров литературный критик Сащов) пьесы. Например, в сентябре 1916 года в народной аудитории при руднике РОПиТ была представлена комедия Карпенко-Караго «Мартын Боруля».
Пьеса была разыграна живо, весело и несмолкаемый хохот царил в течение всего времени в переполненной шахтерами и их семьями аудитории. Вместо покойного батьки украинского театра М. Л. Крапивницкого главную роль в этот раз с успехом играл Орловский.
Короткие антракты дали возможность рано закончить сравнительно большую пьесу и, таким образом, не отрывать публику от предстоящего рабочего дня. На руднике РОПиТ также иногда устраивали литературный суд над героями пьес.
Начало и дальнейшее развитие театрального дела на руднике явилось плодом трудов бухгалтера конторы рудника Щербакова.
П. Сосновский в своем критическом обзоре обращал внимание, что руководители драматического кружка тратят драгоценное время на разучивание бездарных миниатюр неизвестного «драматурга» «В. Ивашкина-сына (артиста В. В. Воеводского)».
Это сын управляющего рудником В. Ивашкина. Всякому сыну — писал П. Сосновский — свойственно писать бездарные пьесы. Но не всякому сыну нужно ставить их на сцене.
Отметим, что Ивашкина-мать отчаянно защищала свое чадо от нападок критики в областных газетах.
П. А. Сосновский (он же П. Калинин) был председателем кружка драматического искусства в г. Александровск-Грушевском.
Хорошо было поставлено дело народного развлечения и на руднике Н. Е. Парамонова. В 1915 году, например, там было представлено около десятка различных пьес.
Приобщение рудничных рабочих к высокому искусству проявлялось уже в их непосредственном участии в качестве натурщиков для этюдов художника-передвижника Касаткина.
Народные чтения были важным звеном в развитии культурного досуга населения Александровск-Грушевского.
В 1895 г. Б. М. Файвишевич получил разрешение областного епархиального начальства организовать на его угольном руднике народные чтения и народную читальню с целью отвлечь рабочих от кабака и беспробудного пьянства.
Обыватель нашего города стремился к знаниям. Народные чтения происходили в здании женского училища, где могло разместиться до трехсот человек, но и этого помещения было мало. Решено было построить специальное здание для народных чтений имени А. С. Пушкина.
Энтузиасты проводили благотворительные концерты в пользу строящегося здания для народных чтений. Например, 26 марта 1900 г. стараниями некоторых лиц под руководством И. И. Крамера был устроен такой концерт на котором лектор Воронков прочел стихотворение Надсона «Христианка» с туманными картинками, играл духовой оркестр под управлением Н. М. Киреева, под дружные аплодисменты Э. Л. Вейерман прочел рассказ «Наш учитель», а С. Э. Вейерман прочла стихотворение «Ветошник». Сын городского головы Л. Б. Файвишевич очень мило исполнил номер на скрипке, а его супруга — на фортепиано. Я. И. Жидков успешно исполнил соло на мандалине. В заключение И. И. Крамер удачно исполнил арию Филина из оперы Верди «Дон Карлос». Чистая прибыль от концерта составила 85 руб.
18 мая 1900 г. закладка Пушкинского здания для народных чтений происходила в присутствии огромной толпы народа, городского головы Б. М. Файвишевича, городского духовенства, полицмейстера и местной интеллигенции.
На последовавшем далее завтраке, где присутствовало не более 30 человек в течение часа было собрано 700 руб. пожертвований на постройку здания.
Наказной войсковой атаман при посещении Александровск-Грушевского обещал помочь, если городу не хватит денег на постройку здания. Однако строительство читальни обошлось на две тыс. руб. меньше, чем было запланировано.
В Пушкинской читальне проводились лекции по разнообразной тематике. 6 марта 1911 г. «О нравственности в ее историческом развитии» лектор Т. В. Кочетков.
В 1914 г. лекции «Социальное движение и кооперация», организованные местным обществом потребителей, проводил профессор Алексеевского донского политехнического института Э. Г. Фукнер. Наряду с вопросами развития кооперации в разных странах, рассматривались кооперативные учреждения в Александровск-Грушевском. Лекция демонстрировалась световыми картинками, вход на лекцию осуществлялся по бесплатным билетам. Проходили в Пушкинской читальне и лекции на медицинские темы. Например, в мае 1911 года было прочитано две лекции в пользу новочеркасского отдела Всероссийской лиги для борьбы с чахоткой.
В годы Первой мировой войны темы лекция часто носили патриотический характер. В декабре 1914 года, например, была прочитана лекция «Великий эпос наших дней».
В здании народной читальни проводились литературные диспуты. Например, в апреле 1914 года прошел литературный диспут о женщине по пьесе «Ревность». Перед началом диспута присяжный поверенный П. И. Казмичев прочитал реферат «Клевета на женщину».
В 1909 году Пушкинская читальня привлекала окончивших ростовскую музыкальную школу молодых певцов и музыкантов, чтобы сделать у нас общественную музыку обычным явлением и потребностью. Некоторые из молодых исполнителей приобрели вполне заслуженную симпатию публики. Это Надеждина (сопрано) и ученик Антонелли Саловский (тенор). Большое содействие в этом начинании оказал известный у нас и окрестных городах певец И. И. Крамер.
Пушкинская читальня также вела большую разъяснительную работу против пьянства.
Со временем Пушкинская читальня уже перестала удовлетворять возросшие запросы городского обывателя. В годы Первой мировой войны, за год до отречения Императора в городе строили планы удовлетворения культурных запросов александровск-грушевцев.
Депутат Государственной Думы М. С. Воронков в беседе с корресаондентом газеты Приазовский Край говорил о преобразовании читальни в народный дом. Предполагалось передать здание читальни городскому самоуправлению, а для народного дома построить новое здание.
К памятным датам в Александровск-Грушевском проходили различные мероприятия.
В 1899 году к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина различные мероприятия продолжались 4 дня. В здании общественного клуба состоялся литературно-вокальный вечер, для детей устроили бесплатный спектакль и загородную прогулку, раздачу юбилейных книжек, лакомств, а для народа также даровой спектакль и чтения произведений Пушкина в здании 2-классного училища.
К 100-летию со дня рождения Н. В. Гоголя пожертвования были весьма скромные. 25 руб. выделило лишь общество взаимного кредита. Большинство учителей школ отказало Пушкинской читальне в помощи по подготовке к торжественному мероприятию.
Тем не менее программа праздничного дня была выполнена полностью при полном зале массы народа среди которого не было ни местной интеллигенции, ни представителей купечества, ни учителей ни углепромышленников... Чем им так не угодил великий русский писатель?!
В связи со смертью Л. Н. Толстого все слои городского общества приняли участие в подготовке вечера в его память: мещане, купечество, городское самоуправление, горнопромышленники и интеллигенция.
Ссудо-сберегательное товарищество отправило в редакцию газеты «Русское слово» телеграмму следующего содержания:
«гениальному мыслителю и печальнику народного горя шлем свое последнее прости. Постановили просить общее собрание об отчислении фонда для увековечения имени великого писателя».
Чествование открылось почтением памяти Льва Николаевича вставанием и чтением Высочайшей резолюции на докладе м. в. д. о смерти Толстого.
Б. М. Файвишевич под звуки похоронного марша Шопена (исполнитель г-жа Файвишевич) прочитал стихотворение Борисова «Умолкли струны, умолк певец», после чего хор пропел «вечную память».
Затем был предложен собранию и одобрен текст телеграммы на имя С. А. Толстой и в редакцию газеты «Русские ведомости».
«Казалось, что вот-вот оборвутся натянутые струны и зал зарыдает как осиротелый ребенок над могилой матери.
Тихо, без шума разошлись присутствовавшие. Опустел зал» - писала пресса об этом событии.
А 21 ноября 1910 года в Пушкинской читальне лекционным комитетом было организовано литературное утро, посвященное памяти Л. Н. Толстого.
8 ноября 1911 года в местной гимназии состоялось литературное утро, посвященное памяти М. В. Ломоносова, по случаю 200-летия со дня рождения. Были прочитаны биографический очерк, говорилось о значении деятельности Ломоносова, его отношении к природе, прочитаны были его стихотворения.
В тот же день чествование великого ученого происходило и в церковно-учительской семинарии. В зале был декорирован портрет Ломоносова, нарисованный учеником 2 класса Е. Боровиком. Учитель И. Я. Писаревский прочел реферат «Ломоносов и его значение в истории русского просвещения». Особое внимание на себя обратил ученик 1 класса И. Никитин, декларировавший собственное стихотворение «В честь Ломоносова» и ученик 3 класса Д. Литовченко, сказавший с большим чувством «Похвальное слово Ломоносову».
Отслужив панихиду в церкви, чествование Ломоносова провели во всех начальных училищах города.
12 ноября чествование памяти Ломоносова состоялось также в Пушкинской читальне при большом стечении народа.
29 января 1912 года в Пушкинской читальне проходил литературный вечер, посвященный 75 годовщине со дня смерти великого поэта А. С. Пушкина. Лекторы рассказывали о влиянии Пушкина на общество, были поставлены два его драматических произведения «Разбойники»и «Скупой рыцарь». В заключение были показаны живые картинки - «Пушкин среди своих героев». К 100-летию отечественной войны 1812 года все учебные заведения Александровск-Грушевского приняли участие в выставке работ, устроенном попечителем учебного округа с целью показать успехи нашей школы в области просвещения.
В XIX веке праздники в шахтерском городе Александровск-Грушевском обычно не обходились без буйства, драк и прочих экстраординарных происшествий.
На рубеже веков город остепенился. В 1899 году на масленицу любители быстрой езды по-прежнему получали не мало удовольствий, угрожая раздавить без сожаления подвернувшихся под лошадей неосторожных зевак.
Поговаривали о маскараде, но идею не поддержали, да и местное духовенство было против «бесовских наваждений». В целом обошлось без мордобоя. Ограничились народными чтениями и спектаклем Островского «Правда хорошо, а счастье лучше».
Целомудренная встреча масленницы проходила и в другие годы. В 1911 году пресса писала:
Все как-будто в порядке: и спиртных напитков изрядно выпито, и блинов съедено предостаточно, и нетвердо гуляющих по улицам было с избытком, а масленичного шума, разгула, драк, свороченных скул — хотя бы на показ, словнго город населен глухонемыми.
Такая тишь и гладь, что даже оторопь берет.
То же самое газеты писали и в следующем году, давая, не без юмора, портрет своего современника - среднестатистического грушевца.
«Широкая» масленица прошла у нас более менее спокойно. Были костюмированные балы «маски» с строгой предварительной цензурой, синематографы «с захватывающими сюжетами».
Если бы был заведен порядок выдавать патенты на особо благонравное поведение, то наша Грушевка имела бы на то преимущественное право. А в полицейских удостоверениях на сей предмет значилось бы так:
«веры православной, 28 лет, внебрачный сын антрацитовой углепромышленности, брюнет, роста умеренного, худосочный, расположен к чахотке, вольнодумными завиральными мыслями не занимается, образования домашнего, фамилию на векселях подписывает разборчиво, за всю свою жизнь ни в чем предосудительном замечен не был.
На Крещение александровск-грушевцы окунались в прорубь — Иордань. Девушки гадали по рекомендациям, публикуемым в местных газетах.
Широко отмечалась грушевцами и другие праздники.

Были в Александровск-Грушевском и свои охотники. Этот вид досуга тоже не обходился без курьезов.
В июне 1914 года два приятеля: фельдшер местной больницы Бессоновский и служащий городской управы Гелембемер решили немного «освежиться» и развлечь себя охотой, прослышав, что где-то осталась случайно уцелевшая престарелая куропатка.
Вооружились с ног до головы дальнобойным оружием и присели на минутку «погладить дорожку». Но всем известны наши дороги. «Гладили» дорожку до поздней ночи, как следует.
Когда вышли на улицу, показалось им, что в воздухе реют стаи куропаток, перепелов и фазанов...
На утро было уже не до охоты. Пришлось давать отчет полиции в качестве объектов обязательного постановления о хулиганах. «Перегладили»...
В трех верстах от станции Шахтной в направлении ст. Горной находился единственный в городе пруд, где купались шахтеры из окрестных рудников и приезжие из города. Однако, искусственный водоем с отвесными берегами и глубиной до трех саженей представлял серьезную опасность для не умеющих плавать.
Женщины в Александровск-Грушевском в семья с хорошим достатком имели возможность знакомиться с последними новинками моды, чтобы соответствовать высшему обществу в провинциальном, заштатном обществе.

Разумному досугу детей и молодежи в Александровск-Грушевском также уделялось внимание, но не так много, как это всегда бывает из-за недостатка средств.
В канун Нового 1895 года инициативой и хлопотами александровск-грушевского полицмейстера А. А. Васильева впервые в городе более 300 детей присутствовали на новогоднем празднике в мужском и женском училищах. Отрадно было видеть у елки ошеломленные детские лица, плотной толпой окружившие невиданное для них зрелище. Благодаря щедрым пожертвованиям горожан дети получили сладкие лакомства, канцелярские принадлежности и много других подарков.

В это же время инженер Б. М. Файвишевич на своем руднике устроил елку для детей рудничных рабочих и посторонних детей. Файвишевич регулярно устраивал новогодние праздники для бедных шахтерских детей, чего нельзя сказать о других рудниках.
Первого мая 1900 года педагогический персонал сообща с попечителями школ решил устроить учащимся детям удовольствие. Решено было устроить общую прогулку в степь. 29 апреля праздновалось освящение двухклассного училища, на котором присутствовали все остальные школы. В этот день и было объявлено всмем где и когда надо всем собраться.
Была собрана небольшая сумма денег на покупку сладостей и съестного. Население города не обладало большим достатком, во многих семьях дети, получая в праздник копейку на семечки, считали это за великое для себе счастье. Поэтому дети были в восторге и с нетерпением ожидали 1 мая.
Степь огласилась далеко кругом резвыми детскими криками.
С детьми были даже местные музыканты. Многие дети, особенно девочки, танцевали.
Праздник прошел великолепно. Кто видел эту картину, долго не мог забыть лиц, сияющих невинным детским счастьем.
Проводились для детей также экскурсии в Горный лес, в другие города области и Северного Кавказа.
В клубе проходили и детские спектакли. 26 декабря 1900 года был дан детский школьный спектакль, в котором приняли участие учащие и учащиеся всех городских школ. Присутствовало до 400 зрителей. Постановкой спектакля руководил член кружка Э. Л. Вейерман.
Пожертвования от частных лиц позволили собрать для всех присутствующих конфеты и фрукты.
В спортивном досуге можно выделить выступления александровск-грушевской молодежной футбольной команды.
Например, весной 1913 года наша молодежная футбольная команда успешно выступила в соседнем Сулине. 18 августа сулинская команда из заводской молодежи одержали победу в ответном матче в Александровсмк-Грушевске.
Содержатель гостиницы Лапшин очень сочувственно отнесся к гостям и сам следил за порядком во время ужина.
Однако не обошлось без курьеза. В тот момент, когда гости с аппетитом поглащали котлеты и чай, вошел околоточный надзиратель П. и обратился к молодежи со словами:
- Господа футболисты! Каждому в России нужно иметь паспорт или такое лицо, которое дало бы удостоверение о каждом. Собственно вас всех следовало бы арестовать, о чем по долгу службы я вам объясняю. После этих слов П. удалился с чувством исполненного долга.
Несколько лет городские синематографы в праздничные дни устраивали фейерверки, фонтаны, крутящиеся мельницы. Мальчишки приходили в яростный восторг от оглушительных разрывов сигнальных ракет.
Было очень весело, но полиция нашла шумно-огненную забаву неудобной и опасной. Фейерверки запретили.
Дети также имели возможность посещать гастроли цирковых артистов.

Для взрослых и детей на страницах газет публиковались загадки, шарады

ребусы

и другие задания


ЛИТЕРАТУРА

1. Донская жизнь, 1909, 15 февраля
2. Донская жизнь 1909, 12 июля
3. Донская жизнь 1909, 23 июня
4. Донская жизнь 1909, 17 октября
5. Донская жизнь 1909, 30 декабря
6. Донская жизнь 1910, 18 июня
7. Зайцева А. Фотоискусство на все времена К вашим услугам 1921, 7 июля
8. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л. 1988.
9. Приазовский Край 1895, 18 января
10. Приазовский Край 1895, 19 января
11. Приазовский Край 1895, 26 января
12. Приазовский Край 1895, 2 февраля
13. Приазовский Край 1895, 13 марта
14. Приазлвский Край 1895, 18 марта
15. Приазовский Край 1895, 7 апреля
16. Приазовский Край 1895, 20 июня
17. Приазовский Край 1895, 29 сентября
18. Приазовский Край 1896, 21 января
19. Приазовский Край 1896, 25 января
20. Приазовский Край 1898, 1 июня
21. Приазовский Край 1899, 11 марта
22. Приазовский Край 1899, 25 мая
23. Приазовский Край 1899, 1 июня
24. Приазовский Край 1899, 13 мая
25. Приазовский Край 1900, 17 января
26. Приазовский Край 1900, 15 марта
27. Приазовский Край 1900, 8 октября
28. Приазовский Край 1900, 28 марта
29. Приазовский Край 1900, 11 мая
30. Приазовский Край 1900, 1 апреля
31. Приазовский Край 1900, 8 мая
32. Приазовский Край 1900, 31 мая
33. Приазовский Край 1909, 26 июня
34. Приазовский Край 1910, 6 августа
35. Приазовский Край 1910, 16 сентября
36. Приазовский Край 1910, 12 ноября
37. Приазовский Край 1910, 13 ноября
38. Приазовский Край 1910, 16 ноября
39. Приазовский Край 1910, 26 ноября
40. Приазовский Край 1911, 25 февраля
41. Приазовский Край 1911, 11марта
42. Приазовский Край 1911, 28 августа
43. Приазовский Край 1911, 12 ноября
44. Приазовский Край 1911, 17 ноября
45. Приазовский Край 1911, 14 декабря
46. Приазовский Край 1911, 31 декабря
47. Приазовский Край 1912, 21 января
48. Приазовский Край 1912, 10 февраля
49. Приазовский Край 1913, 22 августа
50. Приазовский Край 1914, 27 марта
51. Приазовский Край 1914, 27 апреля
52. Приазовский Край 1914, 7 мая
53. Приазовский Край 1914, 16 июля
54. Приазовский Край 1914, 28 декабря
55. Приазовский Край 1916, 8 апреля
56. Приазовский Край 1916, 18 апреля
57. Приазовский Край 1916, 26 апреля
58. Приазовский Край 1916, 11 сентября
59. Свифт Э. Развлекательная культура городских рабочих конца XIX - начала XX века. Развлекательная культура России XVIII-XIX вв. СПб. 2000, с. 307.

СЕТЕВОЙ РЕСУРС

1. Зайцева А. Стрельба на водосвятии и гадание на петухах: как отмечали Крещение в Шахтах 110 лет назад
https://kvu.su/mainnews/882-strelba-na-vodosvjatii-i-gadanie-na-petuhah-kak
-otmechali-kreschenie-v-shahtah-110-let-nazad.html 2. Зайцева А. Фотосессия для элиты: история шахтинского дореволюционного фотографа
https://shahti.bezformata.com/listnews/shahtinskogo-dorevolyutcionnogo
-fotografa/83987013/ 3. Как Рембрандт повстречался с Тугановым (О фотографе Кутыркине)
https://oldvladikavkaz.livejournal.com/122597.html
4. Развитие фотоаппаратостроения в России до 1917 года
http://www.photohistory.ru/1207248166951435.html

Досуг горожан в российской империи






Спектакль "Хозяйка гостиницы" 1912 г.


© Все права защищены. 2022 г.