Заштатные города Российской империи
от капитализма до капитализма

г. Александровск - Грушевский

Сайт Бондаренко Павла Ивановича

Главная

Об авторе

Гостевая

ЧАСТЬ I

1. Путешествие в прошлое
2. Открыватели недр Донбасса
3. Старый, новый и Большой Донбасс
4. О земле донских казаков
5. Екатеринославские уезды Донбасса
6. Пришельцы из волчьего логова
7. Антрацитовая горячка на Грушевских рудниках
8. Строительство Грушевско-Аксайской железной дороги
9. Нетипичный город
10. Развитие капитализма в заштатном городе
Углепромышленники Александровск- Грушевского
11. С. Н. Кошкин
12. И. С. Кошкин
13. И. С. Панченко
14. А. В. Марков
15. Н. И. Чурилин
16. Г. И. Шушпанов
17. Е. Т. Парамонов
18. Н. Е. Парамонов. Начало пути
19. Н. Е. Парамонов. От Елпидифора до Байройта
20. Н. Е. Парамонов. Что имеем не храним...
Участие Грушевских углепромышленников во Всероссийских и международных промышленных выставках
21. Санкт-Петербург 1870 г.
22. Москва 1882 г.
23. Нижний Новгород 1896 г.
24. Париж 1867 г.
25. Париж 1889 г.
26. Париж 1900 г.
Горные инженеры и штейгеры Грушевки
27. В. А. Вагнер
28. Н. А. Юганов
29. Б. М. Файвишевич
30. Е. М. Колодуб
31. М. Б. Краснянский
Известные люди, посещавшие Грушевские копи в XIX в.
32. Наследник престола Великий князь Николай Александрович
33. Наследник престола Великий князь Александр Александрович
34. Ученый Д. И. Менделеев
35. Художник Н. А. Касаткин
36. Писатель А. С. Серафимович

ЧАСТЬ II

1. О степени эксплуатации Грушевских горнорабочих
2. Артели горнорабочих как форма организации трудового коллектива
3. Женский и детский труд
4. Оплата труда и благосостояние горнорабочих
5. Охрана труда горнорабочих
6. Быт и досуг Грушевских горнорабочих
7. Рабочее движение
8. Руководство города Александровск-Грушевского на рубеже XIX-XX веков
9. Городская торговля

10. Благоустройство города

11. Благотворительность александровск-грушевцев

12. Общества, товарищества, кооперативы

13. О состоянии народного здравия в Александровск-Грушевском

14. Развитие образования в заштатном городе Александровск-Грушевском

15. Культура и досуг горожан

16. Александровск-Грушевское благочиние

17. Криминальная жизнь города

     Благотворительность александровск-грушевцев

Истоки благотворительности в России ведут к князю Владимиру, крестившему Русь в 988 году. При нем были построены первые больницы и богадельни, а также возведены церкви и монастыри. На содержание этих заведений Владимир жертвовал десятую часть своих доходов. 

Равноапостольный князь Владимир.
Дело отца продолжил и его сын, Ярослав Мудрый, основавший в Новгороде сиротское училище, в котором 300 детей жили на полном обеспечении. Так началась традиция государственной благотворительности на Руси.
  В годы нашествия Золотой орды все благотворительные функции взяла на себя церковь. Впоследствии она надолго закрепила за собой эту позицию и во времена войн и стихийных бедствий всегда оказывала помощь пострадавшим и давала приют нуждающимся. Именно при монастырях организовывались приюты, госпитали и сиротские дома. 
Интересный взгляд на период татаро-монгольского ига приведен Г. Шимановым в книге «Записки из красного дома»: «На заре своего исторического бытия Россия не случайно была отгорожена от Европы нашествием монголов. Европа задушила б в своих мощных ренессансных объятиях только что родившуюся нацию, т. е. увлекла бы её на свои пути ещё до того, как её специфический православно-русский лик сформировался. Монгольское иго, принеся величайшее унижение народу русскому и понизив катастрофически его нравствен­ный и культурный уровень, не достало, однако, самой серд­цевины народного духа. Оно не разрушило его православной души, но дало ей возможность сформироваться настолько, что никакие последующие события уже не могли изгладить из сердца народного православной печати. Этого знака осо­бенного призвания».
Иван Грозный в годы своего правления первым поставил вопрос об организации государственной благотворительной деятельности. Помощь нуждающимся, по его мнению, должна была стать полностью упорядоченной, и контроль за финансовыми средствами, идущими на эти цели, был отдан в руки духовенства и должностных лиц — «целовальников».
Благотворительные организации (призревание) и действия в России были нескольких типов:
1. детские (сиротские и воспитательные дома, приюты, учебные заведения и общежития для учеников, стипендии для учёбы);
2. недееспособные взрослые (приюты, богадельни, дешёвые и бесплатные столовые);
3. дееспособные взрослые (дома трудолюбия и работные дома);
4. медицинские (больницы и дома для призрения умалишённых);
5. для лиц с ограниченными физическими возможностями (приюты, училища и мастерские для слепых);
6. религиозные (приходы храмов);
7. разовые акции (лотереи-аллегри);
8. добровольчество и волонтёрство;
9. военная (на солдат, фронт);
10. благотворительная реклама;
11. меценатство.
Меценат - это благотворитель, который свои личные средства тратит на профессиональное образование и творческую деятельность конкретных деятелей культуры (писателей, художников, музыкантов и т. п.). Все остальные - благотворители.
Гай Ци́льний Мецена́т — древнеримский государственный деятель и покровитель искусств. Имя Мецената как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов сделалось нарицательным. 

Гай Ци́льний Мецена́т.
В Российской империи государство не предоставляло налоговые льготы за благотворительность. Общество с самого раннего возраста воспитывало своих граждан в духе способности к благотворительности. Они видели, как уважают таких благотворителей, и этого было достаточно. Были государственные награды за благотворительность - и только.
Вся система дореволюционной благотворительности не зависела от государственного бюджета и находилась под общественным контролем.
Всего в Российской империи в 1902 году было зарегистрировано 11040 благотворительных учреждений (в 1897 году - 3,5 тысячи) и 19108 приходских попечительских советов.
В 1909 г. образовался «Всероссийский союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению». Он стал инициатором двух общероссийских съездов деятелей благотворительности в 1910 и 1914 гг.
Наиболее ярко отражается человеческие качества народа в самые трудные времена. В голод 1891 г. и наш укромный уголок не отказался придти на помощь общему народному бедствию своими посильными пожертвованию.

Изба крестьянина Савойкина, умершего от голода. Село Мерлиновка, Нижегородская губерния, Лукояновский уезд, М. П. Дмитриев (1891—1892).
На руднике Маркова шла подписка в пользу голодающих среди служащих и рабочих, не остался в стороне и сам хозяин рудника.
В конторах других рудников также имелись подписные листы и кружки, куда щедрою рукою сыпались действительно трудовые, потом и кровью заработанные шахтерские копейки.
На общем собрании грушевских углепромышленников было единогласно принято предложение обложить каждый вагон антрацита 30-копеечным сбором, что в течение года должно было дать 8 тыс. руб. в пользу голодающих. Деньги предполагалось отправить на нужды населения Тамбовской губернии, поскольку большинство местных горнорабочих были из этой губернии.
В Александровск-Грушевский комитет по сбору пожертвований в пользу голодающих входили 4 члена, в том числе — полицмейстер города В. И. Дубинин и помощник городского старосты М. И. Проценко. В неурожайный 1891 год Еврейское попечительное общество, занимавшееся раздачей помощи единоверцам, принесло свою искреннюю благодарность И. С. Кошкину и П. В. Иофу, отпускавшим попечительству уголь с большой уступкой или раздававшим его вовсе бесплатно.
Александровск-Грушевский углепромышленник И. С. Кошкин был также членом Ростовского комитета помощи голодающим.
3 ноября местный музыкально-драматический кружок провел благотворительный спектакль (поставлена драма «Соколы и вороны»), собрав 170 руб.
Сам кружок представлял собою довольно приятное явление. К тому времени он существовал уже 10 лет, представляя для местной публики драмы, комедии и водевили.
Эта традиция благотворительности александровск-грушевских работников искусства продолжалась и позже. Например, кружок любителей драматического искусства, находящийся при обществе взаимного вспоможения приказчиков 13 октября 1910 года поставили благотворительный спектакль в пользу вдов и сирот, оставшихся после смерти их родителей от холерной эпидемии. Разыграна была комедия «Белошвейка» в 3-х действиях.
Многие из сделавших пожертвования в пользу бедного и бесприютного люда нашего города выражали справедливое желание видеть отчет о распределении этих пожертвований на страницах краевой газеты.
В середине 90-х гг. на рыбном рынке было несколько ночлежных приютов, где обычно зимой ютились бездомные. Летом каждый куст для них был домом.
Один из домовладельцев предлагал открыть в своем доме благоустроенный приют с условием закрыть прочие приюты как источник заразы. Однако его ходатайство полицмейстер Васильев по какой-то причине отклонил.
Благотворительное общество в Александровск-Грушевском было образовано в 1896 году.
Через два года оно насчитывало более 100 членов. В период становления благотворительного общества многие его члены не проявляли необходимой активности, часто даже не являлись на экстренные собрания.

Со временем благотворительное общество набирало опыта, улучшила свою работу.

В конце 1899 года в Александровск-Грушевском было образовано общество попечения о сиротах, взятых жителями из новочеркасского воспитательного дома. Общество было образовано по инициативе и предложению супруги войскового наказного атамана М. Н. Максимович и через посредство полицмейстера нашего города Власова. Председателем общества была избрана жена священника Пояркова, а секретарем полицмейстер В. В. Власов.
В 1900 году в городе был образован временный комитет по сбору пожертвований в пользу раненых и больных воинов.

В 1900 году выборный донских углепромышленников Б. М. Файвишевич возбудил перед начальником горного управления ходатайство об утверждении устава общества приюта-школы для сирот горнорабочих рудников грушевско-власовского района в память Священного Коронования Их Императорских Величеств.
Сущность устава этого общества заключалась в следующем. Дети обоего пола — сироты горнорабочих — будут состоять на постоянном и полном содержании, поступая в приют от 7 до 12 лет. Мальчики и девочки будут находиться в одном доме, но на разных половинах, обучение же будет совместным. Учебный курс будет проходиться по программе одноклассных училищ министерства народного просвещения. Кроме обучения грамоте здесь будут преподаваться и ремесла: девочкам шитье и другие женские рукоделия, мальчикам — сапожное, переплетное и ремесло жестяных изделий; кроме того, летом мальчики и девочки, под руководством садовника, будут заниматься садоводством и огородничеством. Общество берет на себя посильное дальнейшее устройство питомцев: девочек пристраивает в модные мастерские или другие подходящие ремесленные заведения, а мальчиков в сапожные, переплетные и слесарно-жестяные.
Приют решено было организовать на Атюкте, на бывшем участке Азовской угольной компании, в приобретенном от этой компании подворье.
Учреждения общества — все углепромышленники грушевско-власовского района, кроме рудника русского общества пароходства и торговли, как не принимающего участия в образовании приютского капитала.
Средства общества состояли из процентов на приютский капитал учредителей общества, из повагонного сбора за отправленный антрацит, из членских взносов, из пожертвований, от лотерей, публичных лекций, концертов и т. д., из доходов с недвижимого имущества, принадлежащего обществу.
В конце 90-х годов общество донских углепромышленников закрыло богадельню для призрения калек и дряхлых рабочих за отсутствием достаточного количества желающих пользоваться попечением. Оставшийся капитал около 17 000 руб. также составил фонд общества попечения детей-сирот горнорабочих.
Общество состояло в ведомстве учреждений Императрицы Марии и в действиях своих подчинялось новочеркасскому областному попечительству донских приютов.
Поскольку понятие приют-школа не попадало под определенный тип существующих учебных заведений, пришлось ограничиться в уставе наименованием «общество приюта».
Как всегда бывает в симпатичном деле, бюрократические проволочки с уставом длились 10 лет. После подключения к вопросу общества РОПиТ 21 ноября 1910 года приют для детей-сирот горнорабочих наконец-то был открыт. Значительную роль в подготовке к открытию приюта для детей-сирот горнорабочих сыграли управляющий общества РОПиТ Каленский и его супруга.

Воспитанницы одного из многочисленных приютов российской империи.
Рабочие рудников охотно посещали благотворительные спектакли в пользу детей-сирот горнорабочих. Например, концерт кружка любителей драматического искусства на руднике РОПиТ 9 октября 1916 года даже при невысоких ценах на билеты собрал 300 руб.
Благотворительностью в Александровск-Грушевском занимались и дети. 26 июля 1911 года в летнем помещении общественного собрания состоялся концерт-бал в пользу александровск-грушевской гимназии. Вечер прошел с большим успехом. Участники концерта выступали со скрипкой и мандалиной. Пианино для концерта предоставила городская читальня.
В начале июля 1914 года попечительным советом гимназии при деятельном участии директора г-на Германа в местном клубе состоялся концерт в пользу местной женской гимназии. Материальный успех вечера был вполне приличный — чистый доход составил 550 руб, что равнялось 10-12 месячным заработным платам квалифицированных рабочих того времени.
Большим успехов у горожан пользовалась благотворительная лотерея-алегри.
Например, устроенная Пушкинской читальней в городском саду 14 и 15 августа 1911 года дала чистого сбора 800 руб.
Пожизненный член читальни купец Н. А. Добрицкий предоставил читальне беспроцентную ссуду на 300 руб. и пообещал пожертвовать еще 500 руб.
Все это позволило к предстоящему зимнему сезону сделать к зданию необходимую пристройку для вешалки, уборных и проч., а также отремонтировать помещение, устранить разные неудобства, особенно дававшие себя чувствовать во время театральных представлений и лекций.
Благотворительность в Александровск-Грушевском проявлялась в самых различных направлениях. С сентября 1910 года супруги Ф. К. и И. А. Шубкины открыли бесплатную школу кройки и шитья для беднейшего населения города. Правление пушкинской народной читальни уступило для этой цели помещение. С более состоятельных взималось по 5 руб. за 3-х месячный курс, остальные обучались бесплатно. На собираемые средства приобретались для класса необходимые принадлежности и материалы. На курсах одновременно обучалось до ста девочек.
В 1910 году была основана Всероссийская лига для борьбы с туберкулезом. Деятели лиги – врачи, родные больных и умерших, журналисты – стремились «заставить каждого вспомнить о существовании постоянного страшного, хотя и невидимого врага всего человечества – туберкулеза и призвать каждого вносить свою лепту на общее дело борьбы с ним».
День Белой ромашки  – один из массовых благотворительных сборов в России начала XX века. Целью Дня белой ромашки был сбор средств и распространение медицинских знаний для борьбы с туберкулезом.
С 1910 года День Белой ромашки проводился по всей России ежегодно.  Уже в первый год в акции приняли участие 104 города и было собрано около полумиллиона рублей.

В День белой ромашки врачи читали лекции по гигиене и борьбе с туберкулезом, активисты ходили по улицам, собирая взносы в обмен на белые искусственные цветы, устраивались медицинские выставки. В ряде городов для акции бесплатно предоставлялись здания коммерческих собраний и городских театров.
Подобные акции случались в начале прошлого века довольно часто. Некоторые из них проходили по всей России. Зачастую им придумывали символическое название - "День белого цветка", "День колоса ржи", "День розового цветка", "День вереска".
Принимала участие в празднике и императорская семья.

В Александровск-Грушевском основные расходы по проведению праздника «белой ромашки» организаторы брали на себя.
В 1911 году праздник проходил 29 мая.
Чистый сбор составил 1391 руб. 18 коп., в то время как большинство организаторов не ожидали в небогатом городе получить более 500 руб.
В устройстве праздника приняли горячее участие городская и рудничная интеллигенция. О времени проведения праздника извещали особые афиши. Проводились лекции местными и новочеркасскими врачами.
В день праздника после литургии в церквях священники сказали соответствующее слово о значении праздника и цели его устройства.
Комитет, взявший на себя ответственность по проведению праздника, прекрасно справился со своей задачей.
Город и прилегающие рудничные поселения был разделен на 33 участка. Всего было заготовлено 10 000 ромашек. Из них куплено 4 000, остальные заготовлены жертвователями.
29 мая в 9 часов все участвующие собрались в народной Пушкинской читальне. Девицы и дамы — в светлых платьях, на голубых лентах через плечо висели изящные корзинки, наполненные и увитые ромашкой. На таких же голубых лентах у телохранителей-кавалеров висели кру́жки для денег.
Около 10 часов шумный рой продавщиц со своими «оруженосцами» рассыпался по своим участкам, выпавшим по жребию. Особенно бойкая торговля шла в центре города, на Петропавловской площади.
Наша небогатая городская публика охотно несла свою трудовую копейку на благое дело и через два-три часа на центральных улицах и в саду почти не встречалось людей без цветка.
Скромная ромашка царила всюду, властно объединяя все классы и сословия, старых и юных.
Многие из простонародья не понимали значения ромашки и продавщицам приходилось делать объяснения; некоторые, купив цветок, благоговейно прятали его в платочек и уверяли других, что «он от всех болезней помогает».
Газета Донская жизнь писала:

Александровск-грушевцы оказывали помощь и жителям других стран, пострадавшим от природных катаклизмов.
Мессинское землетрясение в декабре 1908 года считается крупнейшим в Европе.
В здании местного клуба и народной Пушкинской читальни в феврале 1909 года прошли благотворительные вечера в пользу пострадавших от землетрясения в Мессине.



ЛИТЕРАТУРА

1. Донская жизнь 1911, 19 мая
2. Приазовский Край 1891, 28 февраля
3. Приазовский Край 1891, 9 ноября
4. Приазовский Край 1891, 14 декабря
5. Приазовский Край 1891, 22 декабря
6. Приазовский Край 1895, 2 июля
7. Приазовский Край 1895, 19 сентября
8. Приазовский Край 1898, 7 мая
9. Приазовский Край 1898, 23 июня
10. Приазовский Край 1900, 17 января
11. Приазовский Край 1900, 26 апреля
12. Приазовский Край 1900, 25 сентября
13. Приазовский Край 1900, 13 октября
14. Приазовский Край 1909, 4 февраля
15. Приазовский Край 1910, 1 ноября
16. Приазовский Край 1910, 1 декабря
17. Приазовский Край 1911, 28 января
18. Приазовский Край 1911, 5 июня
19. Приазовский Край 1911, 30 июля
20. Приазовский Край 1911, 1 августа
21. Приазовский Край 1911, 21 августа
22. Приазовский Край 1914, 10 июля
23. Приазовский Край 1916, 14 октября
24. Шиманов Г. Записки из красного дома. М., Институт русской цивилизации, 1913.

СЕТЕВОЙ РЕСУРС

1. Благотворительность в Российской империи
https://www.charmingrussia.ru/2013/12/blog-post.html
2. Истоки благотворительности и ее история в России
https://myldl.ru/news/item/134
3. Святой Владимир: благотворительность крестителя Руси
https://www.miloserdie.ru/article/blagotvoritelnost-krestitelya-rusi/

Благотворительность в Российской империи








© Все права защищены. 2022 г.